Комплексный подход к организации образовательных видов деятельности в профессиональном обучении студентов через социальные аспекты реабилитации

Авторы

  • Л.Л. Шебеко (L. Shabeka), канд. мед. наук, доцент Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
  • Н.Н. Коваленко (N. Kovalenko), канд. тех. наук, доцент Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Республика Беларусь
  • Т.В. Маринич (Т. Marinich), канд. мед. наук, доцент Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Ключевые слова:

социальная интеграция, реабилитация, инклюзивное образование, универсальный дизайн

Аннотация

Особенности формирования инклюзивной культуры в обществе требуют многолетней и многоплановой работы в разных направлениях, которые затрагивают систему здравоохранения, образования, социальную сферу и общество в целом. Обеспечение и защита всех прав человека с особенностями или инвалидностью требуют как осознания проблемы, так и реализации ее через создание особых условий, нивелирующих всякого рода барьеры. Обучение студентов в области реабилитации через участие в различного рода проектах социальной, образовательной, реабилитационной направленности позволяет сформировать необходимые профессиональные компетенции, повысить качество жизни лиц с особыми потребностями, а совместная деятельность людей с инвалидностью и студентов является важным условием для деятельной инклюзии.

Библиографические ссылки

1. Хитрюк, В. В. Основы инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс / В. В. Хитрюк, Е. И. Пономарёва. – Барановичи: РИО БарГУ, 2014.

2. Хитрюк, В. В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития [Текст] : сб. заданий и упр. для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Хитрюк. – Барановичи : РИО БарГУ, 2010. – 92 с.

3. Смычек, В.Б. Современные аспекты инвалидности / В.Б.Смычек. – Минск : БГАТУ, 2012. – 268 с.

4. Смычек, В.Б. Реабилитация больных и инвалидов / В.Б. Смычек. – М.: Медицинская литература, 2009. – 560 с.

5. Юнусов, Ф.А. Организация медико-социальной реабилитации за рубежом // Ф.А. Юнусов, Г. Гайгер, Э. Микус, О. Манувальд – М.: Общероссийский общественный доклад «Социальное развитие России, 2008. – 332 с.

6. Disler, P.B. Rehabilitation medicine / P.B. Disler, I.D. Cameron, S.F. Wilson // Med. J. Aus. – 2002. – Vol. 177, № 7. – P. 385-386.

7. Аухадеев, Э.И. Современные методологические подходы к медико-социальной экспертизе и реабилитации больных и инвалидов / Э.И. Аухадеев, Х.В. Иксанов // Восстановительное лечение и реабилитация лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях – Казань, 2007. – С. 37–47.

8. Всемирный доклад об инвалидности. – Женева: ВОЗ, 2011. – 28 с.

9. Войтенко, Р.М. Основы реабилитологии и социальная медицина: концепция и методология / Р.М. Войтенко – СПб., 2011. – 104 с.

10. Гайгер, Г. Об организационных основах медико-социальной реабилитации за рубежом. / Г. Гайгер, Ф.А. Юнусов // Лечебная физкультура и спортивная медицина в современной системе охраны здоровья и трудоспособности населения – Казань, 2008. – С. 81–89.

11. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья – Женева: ВОЗ, 2001.– 342 с.

12. Новик, А.А. Концепция исследований качества жизни в медицине / А.А. Новик, Т.И. Ионова, П. Кайнд. – СПб.: ЭЛБИ, 1999.

13. Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. – Минск : Четыре четверти, 2007. – 208 с.

14. Малофеев, Н. Н. Интеграция и специальное образование : необходимость перемен / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2008. – № 3. – С 86–93.

15. Универсальный дизайн – новый образ мышления и постоянно открытая концепция 08.05.2016 / Инклюзив / Петр Кухта, ЕвроБеларусь /eurobelarus.info/special-project/inklyuziv/2016/05/08/universal-nyy-dizayn-novyy-obraz-yshleniya-i-postoyanno.html

16. О ратификации конвенции о правах инвалидов: Закон Респ. Беларусь от 18 октября 2016 г. N 424-З.

References

1. Hitrjuk V.V., Ponomarjova E. I. Osnovy inkljuzivnogo obrazovanija [Basics of inclusive education]. Baranovichi, Baranovichi State University, 2014. Available at: http://elib.bspu.by/handle/doc/15761 (accessed 21.10.2019). (In Russian)

2. Hitrjuk V. V. Osnovy obuchenija i vospitanija detej s osobennostjami psihofizicheskogo razvitija [Fundamentals of training and education of children with special needs of psychophysical development]. Baranovichi, Baranovichi State University, 2010, 92 p. (In Russian)

3. Smychek V.B. Sovremennye aspekty invalidnosti [Modern aspects of disability]. Minsk, Belarusian State Agrarian Technical University, 2012, 268 p. (In Russian)

4. Smychek V.B. Reabilitacija bol'nyh i invalidov [Rehabilitation of sick and disabled people]. Moscow, Medicinskaja literatura, 2009, 560 p. (In Russian)

5. Junusov F.A., Gajger G., Mikus Je., Manuval'd O. Organizacija mediko-social'noj reabilitacii za rubezhom [Organization of medical and social rehabilitation abroad]. Moscow, Obshherossijskij obshhestvennyj fond Social'noe razvitie Rossii, 2008, 330 p. (In Russian)

6. Disler P.B., Cameron I.D., Wilson S.F. Rehabilitation medicine. Med. J. Aus, 2002, vol. 177, no 7, pp. 385-386.

7. Auhadeev Je.I., Iksanov H.V. Sovremennye metodologicheskie podhody k mediko-social'noj jekspertize i reabilitacii bol'nyh i invalidov [Modern methodological approaches to medical and social examination and rehabilitation of patients and disabled people]. Vosstanovitel'noe lechenie i reabilitacija lic, postradavshih v chrezvychajnyh situacijah, Kazan, 2007, pp. 37-47. (In Russian)

8. Vsemirnyj doklad ob invalidnosti [World report on disability. Geneva, World Health Organization, 2011, 28 p. (In Russian)

9. Vojtenko R.M. Osnovy reabilitologii i social'naja medicina: koncepcija i metodologija [Fundamentals of rehabilitation and social medicine: concept and methodology]. Saint Petersburg, 2011, 104 p. (In Russian)

10. Gajger, G., Junusov F.A. Ob organizacionnyh osnovah mediko-social'noj reabilitacii za rubezhom [On the organizational basis of medical and social rehabilitation abroad]. Lechebnaja fizkul'tura i sportivnaja medicina v sovremennoj sisteme ohrany zdorov'ja i trudosposobnosti naselenija. [Therapeutic physical education and sports medicine in the modern system of protecting the health and working ability of the population]. Kazan, 2008. pp. 81-89. (In Russian)

11. Mezhdunarodnaja klassifikacija funkcionirovanija, ogranichenij zhiznedejatel'nosti i zdorov'ja [International Classification of Functioning, Disability and Health]. Geneva, World Health Organization, 2001, 342 p. (In Russian)

12. Novik A.A., Ionova T.I., Kajnd P. Koncepcija issledovanij kachestva zhizni v medicine [The concept of quality of life research in medicine]. Saint Petersburg, JeLBI, 1999. (In Russian)

13. Inkljuzivnoe obrazovanie: sostojanie, problemy, perspektivy [Inclusive education: state, problems, prospects]. Minsk, Chetyre chetverti, 2007, 208 p.] (In Russian)

14. Malofeev N. N. Integracija i special'noe obrazovanie: neobhodimost' peremen [Integration and special education: the need for change]. Defektologija [Defectology], 2008, no. 3, pp. 86-93 (In Russian)

15. Kuhta P. Universal'nyj dizajn — novyj obraz myshlenija i postojanno otkrytaja koncepcija [Universal design – a new way of thinking and a constantly open concept]. Eurobelarus. Inclusive. (In Russian). Available at: https://eurobelarus.info/special-project/inklyuziv/2016/05/08/universal-nyy-dizayn-novyy-obraz-myshleniya-i-postoyanno.html (accessed 21.10.2019).

16. O ratifikacii konvencii o pravah invalidov. Zakon Respubliki Belarus' ot 18 oktjabrja no 424-Z. [On the ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities. Law Republic of Belarus October 18, 2016 no 424-Z]. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2019-12-14

Выпуск

Раздел

Педагогические науки