ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА СИЛЬВИ ЖЕРМЕН (НА ПРИМЕРЕ ФИЛОСОФСКО-АЛЛЕГОРИЧЕСКОГО РОМАНА «ВЗГЛЯД МЕДУЗЫ»)
Ключевые слова:
этическая философия, Эммануэль Левинас, французская литература, Сильви Жермен, философско-аллегорический роман, метафизическая этика, аллегоризация, Другой, зло, диалогАннотация
В статье автор рассматривает творчество французской писательницы С. Жермен с позиций присутствия в нем жанровой модификации философско-аллегорического романа. Отмечается значительное влияние философии Э. Левинаса на творческую манеру романистки. По Э. Левинасу, начало человеческого бытия связано с возникновением отношения одного человека к Другому. Этика для философа – это духовное видение, этика говорит о зарождении понятия человеческого как такового и об истоках культуры. В философско-аллегорической прозе С. Жермен акцентируется внимание на первоисточнике проблем зла и вытекающей из них возможности или невозможности придания всему сущему формы бесконечности. Иными словами, автор задается вопросом, способен ли человек, жестокий по натуре, стремящийся к доминированию и подчинению, признать свое моральное падение и встать на путь исправления во имя Другого. Писательница признает, что человеческий мир в двадцатом столетии как никогда ранее крайне ожесточен, балансирует на грани насилия, и если зло преобладает, то есть ли вероятность выхода к чему-то высшему? С. Жермен пытается дать ответ на этот вопрос, возводя в основной ракурс образы героев-жертв, которые олицетворяют собой путь к Богу или иным высшим силам. В романе С. Жермен «Взгляд Медузы» разворачивается конфликт между насильственной формой бытия в образе Другого и страданием невинного ребенка. Главная героиня, подросток Люси Добинье, вынужденно вступает во взрослую жизнь после изнасилования ее сводным братом Фердинаном. Люси превращается в существо, которое не является ни ребенком, ни взрослым. Она живет в своем вымышленном мире, где реальность переплетена со сказкой и мифом. Неопределенность, которая окружает Люси, узурпирует ее мир фантазий, поскольку она стремится соединить в себе Других, чтобы защитить себя от угрозы, которую представляет Фердинан. С. Жермен придерживается идей Э. Левинаса о том, что человечество создано не индивидуалистическим «бытием» и поэтому оно не является основанием для изучения отношений между составляющими всего мира. И Э. Левинас и С. Жермен считают, что человек должен вернуться к недифференцированной связи с материальным миром для того, чтобы полностью осознать свою моральную ответственность перед Другими.
Библиографические ссылки
2. Besnard, A. Histoire individuelle, histoire collective dans deux romans de Sylvie Germain / A. Besnard // Études romanes de Brno. – 2012. – Vol. 33:1. – P. 177–188.
3. Moris-Stefkovic, M. Vision et poésie dans l’œuvre romanesque de Sylvie Germain / M. Moris-Stefkovic. – Paris : Honoré Champion, 2014. – 219 p.
4. Laurence, E. Passeurs de douleurs chez Sylvie Germain / E. Laurence // Contemporary French and Francophone Studies. – 2017. Vol. 21:2. – P. 189–196.
5. Goulet, A. L’univers de Sylvie Germain / A. Goulet. – Caen : Presses universitaires de Caen, 2008. – 354 p.
6. Levinas, E. Basic Philosophical Writings / E. Levinas. – Bloomington, Indianapolis : Indiana University Press, 1996. – 201 p.
7. Goulet, А. En guise de conclusion : questions à Sylvie Germain / A. Goulet // L’Univers de Sylvie Germain, actes du colloque de Cerisy-la-Salle (22-29 août 2007). – Presses Universitaires de Caen, 2008. – Р. 309-321.
8. Blanckeman, B. Sylvie Germain: parcours d’une œuvre / B. Blanckeman // Roman 20-50. – 2005, Vol. 39. – P. 7–14.
9. Germain, S. L’Enfant Méduse / S. Germain. – Paris : Gallimard, 1991. – 290 p.
10. Жилевич, О. Ф. Роман С. Жермен «Взгляд Mедузы» как аллегория современного мира / О. Ф. Жилевич // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A: Гуманитарные науки. – 2019. – № 2. – С. 53-56. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37217249. – Дата доступа: 29.04.2019.
References
1. Zinde M. M. Tvorchestvo Wil’ama Goldinga (K problem filosofskogo allegoricheskogo romana) [William Golding’s creativity: (On the Problem of a Philosophical Allegorical Novel)] : Avtoref. dis. … kand. filol. nauk. [Abstr. thes. ... Cand. filol. Sciences: 10.01.05. Moscow, 1979, 15 p. (In Russian)
2. Besnard A. Individual history, collective history in Sylvie Germain’s two novels. Romanesque studies of Brno. 2012, Vol. 33:1, pp. 177–188. (In French)
3. Moris-Stefkovic M. Vision and poetry in Sylvie Germain's novel. Paris, 2014. 219 p. (In French)
4. Laurence, E. Pain relievers in Sylvie Germain’s works. Contemporary French and Francophone Studies. 2017, Vol. 21:2, pp. 189–196. (In French)
5. Goulet, A. The world of Sylvie Germain. Caen, 2008. 354 p. (In French)
6. Levinas, E. Basic Philosophical Writingss. Bloomington, Indianapolis, 1996, 201 p. (In English)
7. Goulet, А. By way of conclusion: questions to Sylvie Germain. Sylvie Germain's Universe, proceedings of the Cerisy-la-Salle conference (22-29 august 2007). 2008, pp. 309-321. (In French)
8. Blanckeman, B. Sylvie Germain: review of works. Novel 20-50. 2005, Vol. 39, pp. 7–14. (In French)
9. Germain, S. The Medusa Child. Paris, 1991. 290 p. (In French)
10. Jilevich O. F. Roman S. Germen “Vzgl’ad Medyzu” kak allegorija sovremennogo mira [Sylvie Germain’s “The Medusa Child” as an allegory of the contemporary world]. Vestnik Polockogo niversiteta. Serija A: Gymanitarnuje nayki [Bulletin of Polotsk University]. 2019. № 2. P. 53-56. [Electronic resource]. Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=37217249. Date of access: 29.04.2019. (In Russian)