Роман "Дорога" К. Маккарти как аллегория апокалипсиса в XXI веке
Ключевые слова:
философско-аллегорический роман, постмодернизм, Апокалипсис, постапокалипсис, отчуждение, антиметафизика, метанарратив, экстраспекцияАннотация
Цель работы: выявить специфические черты художественной модели мира в произведении К. Маккарти «Дорога» как философско-аллегорического романа.
Методы исследования: диалектический, генетический, герменевтический, структурно-семиотический, интертекстуальный, системный.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении философско-аллегорического романа с позиций современной эстетики, культурологии, литературной критики, сравнительно-типологических исследований, что, в свою очередь, позволит углубить понимание современного литературного процесса.
Выводы. Прозаик ставит в своем произведении вопросы взаимоотношения людей в семье и взаимоотношения человека с Богом, смысла человеческого бытия и места человека в мире. Проблемы связи поколений, человечности, жертвенности являются главными для автора. Человечество, по мнению автора, пережило первую катастрофу ещё при грехопадениии и с этого момента оказалось в заточении постапокалиптического состояния. Библейский пласт романа углубляет связь проблемы постапокалипсиса с христианством, а Маккарти становится автором новой религиозности, основанной не столько на вере в Бога, сколько на взаимодействии между людьми, основанном на доверии, любви, отречении и искуплении. Творчество Т. Маккарти открывает новые горизонты для создания многочисленных аллегорий, ставя вопрос о «литературе (насколько искусственен реализм?), экзистенции (способны ли мы к подлинному существованию?), политике (что осталось от политики идентичности?) и законе (где мы определяем границы, что и кого мы исключаем и почему?)». Аллегория Апокалипсиса в романе Т. Маккарти имеет значение одиночества, изоляционизма, обновления, памяти, движения, дороги, смерти, выживания. Автор использует усложненную технику повествования (прием экстраспекции) и экспериментирует с использованием нового языка, который был бы характерен для мира после Апокалипсиса.
Библиографические ссылки
Жилевич, О. Ф. Современный философско-аллегорический роман: жанровые особенности / О. Ф. Жилевич // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 3 : Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2019. – № 2. – С. 37-43.
Переяшкин, В. В. Творчество американских писателей второй половины XX века в контексте южной литературной традиции (на материале произведений К. Макккаллерс, У. Стайрона, К. Маккарти, Л. Смит) : автореф. дис. … д. филол. наук / В. В. Переяшкин. – М., 2010. – 44 с.
Тауснева, А. С. Постмодернистская парадигма «руины» и ее лингвопоэтология в творчестве Т. Маккарти : автореф. дис. … к. филол. наук / А. С. Тауснева. – М. – 2010. – 18 с.
Benjamin, W. The Origin of German Tragic Drama. Trans. John Osborne / W. Benjamin. – New York: Verso, 2009. – 240 p.
Bloom, H. How to Read and Why / H. Bloom. – New York: Scribner. – 2001. – 288 p.
Curtis, C. P. Postapocalyptic Fiction and the Social Contract: «We’ll Not Go Home Again» / C. P. Curtis. – Lanham, MD: Lexington Books, 2010. – 210 p.
McCarthy, C. The Road / C. McCarthy. – New York: Vintage Books, 2006. – 387 p.
Murphet J. Styles of Extinction: Cormac McCarthy’s The Road / J. Murphet. – London and New York: Continuum, 2012. – 254 р.
Tambling, J. Allegory / J. Tambling. – London: Routledge, 2009. – 237 p.
Woodson, L. Mapping The Road in Post-Postmodernism / L. Woodson // The Cormac McCarthy Journal 6 (2008). – P. 87–99.
References
Jilevich, O.F. [Modern philosophical and allegorical novel: genre features]. Vesni`k Bre`sczkaga u`ni`versi`te`ta. Sery`ya 3 : Fi`lalogi`ya. Pedagogi`ka. Psi`khalogi`ya [Bulletin of Brest University. Series 3: Philology. Pedagogy. Psychology.]. 2019, no. 2, pp. 37-43. (In Russian)
Pereyashkin V.V. Tvorchestvo amerikanskikh pisatelej vtoroj poloviny` XX veka v kontekste yuzhnoj literaturnoj tradiczii (na materiale proizvedenij K. Makkkallers, U. Stajrona, K. Makkarti, L. Smit) [Creativity of American writers of the second half of the 20th century in the context of the southern literary tradition (based on the works of C. McCullers, W. Styron, C. McCarthy, L. Smith)]. Abstract of Doctor´s degree dissertation. M. 2010, 44 p. (In Russian)
Tausneva A. Postmodernistskaya paradigma «ruiny`» i ee lingvopoe`tologiya v tvorchestve T. Makkarti [Postmodernist paradigm "ruins" and its linguo-poetology in the works of C. McCarthy] Abstract of Ph. D. thesis. M. 2010, 18 p. (In Russian)
Benjamin W. The Origin of German Tragic Drama. Trans. John Osborne. New York: Verso, 2009, 240 p.
Bloom H. How to Read and Why. New York: Scribner. – 2001, 288 p.
Curtis C.P. Postapocalyptic Fiction and the Social Contract: «We’ll Not Go Home Again». Lanham, MD: Lexington Books, 2010, 210 p.
McCarthy C. The Road. New York: Vintage Books, 2006, 387 p.
Murphet J. Styles of Extinction: Cormac McCarthy’s The Road. London and New York: Continuum, 2012, 254 р.
Tambling, J. Allegory London: Routledge, 2009, 237 p.
Woodson, L. Mapping The Road in Post-Postmodernism. The Cormac McCarthy Journal 6 (2008), pp. 87–99.