https://ojs.polessu.by/BPSBS1/issue/feed Веснік Палескага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя грамадскіх i гуманітарных навук 2023-01-16T13:38:46+03:00 Дунай В.И. / Dunay V.I. s-redaktor@yandex.by Open Journal Systems <p>Научно-практический журнал.<br />Издается с 2008 года.<br />Выходит 2 раза в год.<br />Учредитель УО "Полесский государственный университет".<br />Подписка осуществляется через почтовые отделения связи по "Каталог Печатные СМИ. Республика Беларусь" (индексы: для индивидуальных подписчиков 01196, для предприятий и организаций - 011962).<br /><strong><span lang="EN-US">ISSN </span></strong><strong><span lang="EN-US">2524-2318 (Online), ISSN 2078-1032 (Print)</span></strong> </p> https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1685 Комсомол Беларуси в решении народнохозяйственных задач БССР (1985-1991 гг.) 2023-01-16T09:49:26+03:00 С.М. Клишевич polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>Цель представленной статьи – рассмотреть вопросы участия комсомола Беларуси в решении задач народного хозяйства в период осуществления в Советском Союзе попытки ускорить экономическое развитие с помощью мобилизации внутренних резервов каждого советского трудящегося человека.</em></p> <p><em>В этой связи в статье проанализирована деятельность ЛКСМБ как помощника Коммунистической партии в реализации ее политики.</em></p> <p><em>С учетом специфики условий развития народного хозяйства БССР одним из основных направлений работы комсомола Беларуси стало участие в решении проблемных вопросов сельского хозяйства, в том числе, организация шефства комсомольских организаций над отстающими фермами, а также обеспечение кадрами предприятий и организации сельского хозяйства. Важным государственным делом для молодежи являлось участие в мелиорации земель Полесья, которая была объявлена Всесоюзной молодежной стройкой.</em></p> <p><em>В сфере промышленности особое внимание ЛКСМБ в условиях экономической трансформации было уделено созданию комсомольско-молодежных коллективов, перевода их работы на принципы бригадного подряда и хозяйственного расчета.</em></p> <p><em>Весомый вклад в развитие народного хозяйства вносили студенческие отряды, которые в рассматриваемый период отличились еще и как эффективный мобилизационный ресурс в решении экстренных задач.</em></p> <p><em>В первую очередь, это касается ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.</em></p> <p><em>Комсомолом особое внимание в рассматриваемый период было уделено борьбе за качество выпускаемой продукции, в связи с чем активно применялись, в том числе, моральные меры стимулирования молодых работников к выпуску качественной продукции – «Комсомольский прожектор», штабы и посты качества, соревнования за право трудиться на самоконтроле, с паспортом комсомольской гарантии, сдавать продукцию с первого предъявления и другие.</em></p> <p><em>Вместе с тем активное внедрение рыночных механизмов в экономику Советского государства привело к коммерциализации деятельности ЛКСМБ и трансформации традиционных приоритетов его участия в решении задач народного хозяйства: от идеологических к экономическим, где главной целью становилось получение прибыли.</em></p> 2023-01-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1686 Отражение деятельности кредитно-сберегательных организаций в польской региональной периодической печати Западной Беларуси (1920-е – 1930-е гг.) 2023-01-16T10:21:43+03:00 А.К. Гецевич polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>В статье проведен анализ основных направлений публикаций в региональной польскоязычной прессе Западной Беларуси, которые отражали создание, функционирование и результаты деятельности финансовых учреждений различных типов. На основе исследования периодических изданий было установлено, что основные формы, применяемые региональной печатью при освещении вопросов деятельности кредитно-сберегательных учреждений на территории восточных воеводств второй Польской республики, носили характер информационных заметок, репортажей, аналитических статей, рекламных блоков и были направлены на увеличение клиентской базы, применение новых форм финансовой деятельности, повышение экономической грамотности и активности населения, пропаганду бережливости.</em></p> <p><em>На взгляд автора, данная статья способствует раскрытию роли периодической печати в изучении отдельных аспектов экономической истории Беларуси.</em></p> 2023-01-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1687 Техническое образование и народные университеты (1908‒1919 гг.) 2023-01-16T10:33:47+03:00 А.Н. Кукса polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>Возможные варианты развития высшей школы в Российской империи получили новое звучание в ходе первой революции 1905‒1907&nbsp;гг. Особую популярность приобрели Народные университеты, при которых открывались технические отделения, что так и не было реализовано в классических университетах. В статье освещается деятельность Народных университетов, в том числе в белорусских городах, по популяризации технического знания как неотъемлемого атрибута высшего образования.</em></p> 2023-01-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1688 Distinctive features of the organization of healthcare management in the BSSR and Western Belarus (1919–1939) 2023-01-16T10:41:01+03:00 А.А. Kapliyev polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>The article describes the process of organization of healthcare management bodies in the BSSR and Western Belarus in the interwar period. It is shown that, unlike Soviet Belarus, where a centralized model of healthcare was initially built, a stratified model of healthcare with a division into several separate sectors has developed in Western Belarus. The structure, competencies and features of the personnel of the senior management of healthcare in the conditions of the interwar period are shown. </em></p> 2023-01-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1689 О разногласиях во франко-американских отношениях в 1995–2002 гг. 2023-01-16T10:48:47+03:00 В.И. Гаврилов polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>В статье рассмотрены вопросы франко-американского взаимодействия в 1995-2002 годах сквозь призму обострения двусторонних разногласий и укрепления антагонизма обеих стран на международной арене, а через это – анализ крупного раскола в лагере западных государств по линии Франция-США.</em></p> 2023-01-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1696 Концепция правопонимания и ее этическое обоснование в творчестве В. Бучиньского 2023-01-16T12:12:29+03:00 А.И. Климович polesgubiblioteka@gmail.com <p><strong><em>Цель:</em></strong><em> определение роли и места идей философии права В. Бучиньского в контексте развития философии права XIX в.</em></p> <p><strong><em>Материалы и методы:</em></strong><em> в качестве первоисточников выступают оригинальные работы западноевропейских философов, а также рассматриваемого автора – представителя Полоцкой неосхоластики – В. Бучиньского. За основу исследования взят компаративный метод анализа, позволяющий сравнить реконструируемую концепцию права В. Бучиньского с основополагающими идеями в области философии права XIX в.</em></p> <p><strong><em>Результаты.</em></strong><em> В процессе исследования автор пришел к следующим выводам: обращение к философии права для В. Бучиньского было вызвано необходимостью отвечать на интеллектуальные вызовы времени. Основные проблемы, которые вынужден был решать автор – это проблема адаптации принципа рационализма к схоластическому наследию, а также обоснование концепции естественного права в свете уже имеющихся разработок, некоторые из которых отрицали ценность данного концепта. Концепция права в философии В. Бучиньского основана на этико-религиозном подходе, имеющем в основании понятие внутреннего закона, источником которого является Абсолют. Разочарование в не оправдавших себя идеях социальной философии эпохи Просвещения, основанных на культе разума, воплотилось в авторской рефлексии в критике идей философии права И. Канта, а также отрицании концепции общественного договора, одновременно это же стало импульсом для поиска новых вариантов социальных регуляторов.</em></p> <p><strong><em>Заключение</em></strong><em>. Томитская по своей сути концепция правопонимания В. Бучиньского была одной из первых попыток возвращения к осмыслению права в рамках религиозно-нравственного подхода. Это вариант строительства идеально функционирующего общества, объединенного концепцией общего блага на основе аксиологических принципов христианского мировоззрения.</em></p> 2023-01-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1697 Философско-аллегорическая проекция прозы Д.А.Ф. де Сада 2023-01-16T13:30:36+03:00 О.Ф. Жилевич polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>Впервые раскрываются особенности функционирования аллегории во французской прозе XVIII века. Исследуется специфика философско-аллегорического повествования в романах ««Жюстина, или Несчастная судьба добродетели», «История Жюльетты, или Успехи порока» де Сада. Раскрываются особенности функционирования в нарративе произведения аллегории Порока и Добродетели как художественно-эстетического средства текста и конструктивного фактора в организации прозаического целого. Представлены авторские стратегии в решении нравственно-этических, философских и онтологических проблем.</em></p> 2023-01-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1690 Ретроспективный взгляд на становление семейного воспитания в Республике Беларусь 2023-01-16T11:13:37+03:00 Э.В. Захарова polesgubiblioteka@gmail.com Т.В. Каленчук polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>В статье авторы предлагают ретроспективный взгляд на сложные процессы становления семейного воспитания на территории Беларуси, акцентируя внимание на подходах и формах семейного воспитания в разные исторические периоды, раскрывая содержание таких понятий, как «семейное воспитание», «семья как социальный институт», а также современных законодательных актов, касающихся семейного воспитания в современной Республике Беларусь.</em></p> 2023-01-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1691 Creative educational environment of the university in hybrid reality 2023-01-16T11:26:07+03:00 S.N. Sokolova polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>In the information society, in order to more effectively implement innovative scientifically oriented pedagogical methods and educational technologies, it is important to update spiritual and moral values and traditions in the process of forming a creative educational environment of a modern university that exists in a hybrid reality.</em></p> 2023-01-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1692 State ideology and basis for designing educational work in educational institutions 2023-01-16T11:33:12+03:00 A.N. Averkov polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>In the presented article, the author focuses on the factors, principles of the ideology of the Belarusian state, which today largely determine the prospects for the development of educational work in educational institutions, since the ideological and educational orientation of the activities of teachers is aimed at updating the Slavic values necessary for the formation of patriotism, an active life position.</em></p> 2023-01-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1693 Определение рациональной структуры физической и функциональной подготовленности футболистов 13-14 лет на основе корреляционного анализа 2023-01-16T11:40:31+03:00 Е.Т. Кузнецова polesgubiblioteka@gmail.com Д.И. Хомицевич polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>Подготовка юных футболистов – приоритет спортивных школ, готовящих пополнение группы олимпийского резерва. Однако сегодня в детско-юношеском футболе существуют проблемы в построении учебно-тренировочного процесса: часто не прослеживается динамика развития физических качеств; недостаточно отслеживается индивидуальный уровень технической и физической подготовленности с целью их развития; не просматривается рациональность тренировочных результатов.</em></p> <p><strong><em>Цель работы</em></strong><em> – определить рациональную структуру физической и функциональной подготовленности футболистов 13-14 лет на основе корреляционного анализа.</em></p> <p><strong><em>Задачи исследования:</em></strong><em> оценить физическую подготовленность юных футболистов в структуре общефизической и технической подготовленности; изучить взаимосвязи между физической и функциональной подготовленностью футболистов 13-14 лет, установить информативно значимые показатели.</em></p> <p><strong><em>Материал и методы:</em></strong><em> в исследовании принимали участие 32 ученика секции футбола ДЮСШ «Волна-Пинск» (Академия Футбола) 2007-2008 годов рождения. Для решения поставленных задач были использованы методы научного исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, медико-биологические методы, методы математической статистики.</em></p> <p><strong><em>Выводы. </em></strong><em>Анализ данных педагогического тестирования указывает на то, что у юных футболистов на момент проведения исследования уровень физической подготовленности не сформирован. Технические качества развивались у большинства благодаря периодическим и несистемным воздействиям в предыдущем двигательном опыте. Кроме того, подтверждается наличие сложностей в определении перспективности спортсменов в спортивной специализации (амплуа) по показателям физической подготовленности на данном этапе подготовки. Статистическая обработка результатов показала, что определенное количество достоверных взаимосвязей у юных футболистов принадлежит показателям тестов ОФП, СФП и функционального состояния сердечно-сосудистой системы.</em></p> 2023-01-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1694 Создание интегрированной физкультурно-спортивной среды в учреждении образования 2023-01-16T11:48:52+03:00 М.В. Гаврилик polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>В статье представлены результаты исследования по разработке и обоснованию интегрированной физкультурно-спортивной среды в физическом воспитании студентов. Представлена методика создания интегрированной физкультурно-спортивной среды в учреждении высшего образования, раскрыта последовательная реализация ее этапов: аналитического, базового и оценочного. Представлены инновационные преобразования в системе физического воспитания студентов на основе принципиально новых подходов к организации занятий физической культурой. В статье отражены результаты физического воспитания студентов в интегрированной физкультурно-спортивной среде на основе анализа эффективности физического воспитания студентов. Это выражается в изменении показателей физической подготовленности экспериментальных групп девушек ЭГ/д и юношей ЭГ/ю и контрольных групп юношей КГ/ю и девушек КГ/д; результатов динамики уровня физической подготовленности экспериментальных групп и контрольных групп, полученных в ходе педагогического эксперимента. Раскрыты структурные возможности физкультурно-спортивной среды, которые характеризуются взаимосвязями между имеющейся материально-технической базой и спортивным оборудованием, кадровым потенциалом и корпоративной культурой УВО, видами и формами организации физкультурно-спортивной деятельности, программно-методическим обеспечением образовательного процесса и педагогическим контролем, сложившимися традициями и отношениями студентов, что обеспечивает комплекс возможностей для развития личности и удовлетворения их личностных потребностей. Раскрыты условия физкультурно-спортивной среды к проявлению способностей студентов в избранных ими видах физкультурно-спортивной деятельности для физического самовоспитания, саморазвития и самореализации.</em></p> 2023-01-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1695 Влияние занятий различными видами спорта на успеваемость и развитие психических процессов учащихся учреждений общего среднего образования 2023-01-16T12:06:21+03:00 Н.В. Гришанова polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>Средствами физического воспитания происходит развитие не только двигательных способностей человека, но и интеллектуальное развитие. В статье рассматривается вопрос влияния занятий физической культурой и спортом на успеваемость учащихся учреждений общего среднего образования разного пола и возраста. Представлен сравнительный анализ в</em><em>лияния занятий спортивным ориентированием, лыжными гонками и баскетболом на успеваемость и развитие психических процессов учащихся.</em></p> 2023-01-16T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023