https://ojs.polessu.by/BPSBS1/issue/feed Веснік Палескага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя грамадскіх i гуманітарных навук 2023-12-21T15:52:11+03:00 Дунай В.И. / Dunay V.I. s-redaktor@yandex.by Open Journal Systems <p>Научно-практический журнал.<br />Издается с 2008 года.<br />Выходит 2 раза в год.<br />Учредитель УО "Полесский государственный университет".<br />Подписка осуществляется через почтовые отделения связи по "Каталог Печатные СМИ. Республика Беларусь" (индексы: для индивидуальных подписчиков 01196, для предприятий и организаций - 011962).<br /><strong><span lang="EN-US">ISSN </span></strong><strong><span lang="EN-US">2524-2318 (Online), ISSN 2078-1032 (Print)</span></strong> </p> https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1804 Russian information space in the era of «Hybrid war»: defense or attack 2023-12-21T14:53:04+03:00 А.S. Brichkov polesgubiblioteka@gmail.com G.А. Nikonorov polesgubiblioteka@gmail.com А.А. Pertsev polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>The article deals with analysis of information security of Russian society individual and public consciousness state. Tasks, forces and means of destructive information influence are defined; conclusion is made about realization of long-term strategy regarding Russian society which is inherent part of hybrid warfare of united Western world led by the USA against Russian Federation and its allies.</em></p> 2023-12-21T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1805 Information warfare in the multipolar world 2023-12-21T15:37:48+03:00 S.N. Sokolova polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>The article pays attention to the variety of tactics of information warfare, as well as the modern specifics of geopolitical transformations of hybrid reality. The authors emphasized the toxic version of international relations in the information society, which is directly related to neo-terrorism or spiritual terror, with the information sphere and spirituality of modern man.</em></p> 2023-12-21T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1798 Phenomenological features of the digitalization of education as one of the determining factors in the innovative development of society in the Republic of Belarus 2023-12-21T12:08:17+03:00 V.L. Lozitsky polesgubiblioteka@gmail.com <p><strong><em>Objektive:</em></strong><em> identification of phenomenological characteristics of the process of digitalization of the educational sphere, which is presented as one of the factors that determine the innovative development of modern society in the Republic of Belarus, the formation and development of the economy of knowledge and human capital.</em></p> <p><strong><em>Materials and methods.</em></strong><em> When writing the article, a source study base was used, within the framework of which scientific publications on research issues were presented for study, as well as the provisions of the Concept of digital transformation of processes in the education system of the Republic of Belarus for 2019-2025. The study uses methods: content analysis of sources, a comparative-comparative method.</em></p> <p><strong><em>Results.</em></strong><em> In the course of the study, phenomenological features of the digitalization of education were identified, which, under conditions of technologization, allow us to consider the digital transformation of this sphere as one of the determining factors in the high-tech development of modern society.</em></p> <p><strong><em>Conclusion.</em></strong><em> The purpose of the study has been achieved. The main characteristics of the digitalization of education have been identified, allowing in their dialectical unity to determine the studied phenomenon as a complex and multifaceted socio-cultural phenomenon, which is the subject of research by the author of this article in relation to the problem of ensuring continuity at the systemic levels of the educational sphere.</em></p> 2023-12-21T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1799 Факторный анализ показателей, характеризующих структуру физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста г. Пинска и Пинского района Брестской области 2023-12-21T12:43:34+03:00 Е.Т. Кузнецова polesgubiblioteka@gmail.com И.А. Янковский polesgubiblioteka@gmail.com В.М. Дронова polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>Для осуществления дифференцированного подхода к оценке уровня физической подготовленности учащихся начальной школы был проведен факторный анализ, в который вошло 30 переменных. <strong>Цель исследования</strong> – осуществить факторный анализ показателей, характеризующих структуру физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста. </em></p> <p><strong><em>Задачи:</em></strong><em> описать процедуру факторного анализа, в основе которого использованы антропометрические и функциональные показатели, результаты физической подготовленности; выделить показатели, характеризующие физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.</em></p> <p><em>В исследовании принимало участие 506 детей 6–10 лет из дошкольных образовательных учреждений и младших классов общеобразовательных школ, из них: 256 девочек и 250 мальчиков. Из общего количества детей – 10% проживают в Пинском районе.</em></p> <p><em>Процедура факторного анализа состояла из четырех основных стадий: 1.Вычисление корреляционной матрицы для всех переменных, участвующих в анализе. 2.Оценка применимости факторного анализа к выборке. В исследовании применен критерий адекватности выборки Кайзера-Мейера-Олкина (КМО) и критерий сферичности Бартлетта. 3.Извлечение факторов. Предварительный анализ позволил выделить главные факторы для определения физического</em></p> <p><em>подготовленности детей младшего школьного возраста. 4.Выбор, вращение и интерпретация факторов для создания упрощенной структуры, которой соответствует большое значение нагрузки каждой переменной только по одному фактору и малое по всем остальным факторам. </em></p> <p><em>В результате анализа в каждой из возрастных групп мальчиков выявлено 6–8 факторов, в каждой из возрастных групп девочек – 6–7 факторов. Данные исследования свидетельствуют о разнонаправленном вкладе использованных переменных в структуру показателей, влияющих на уровень физической подготовленности учащихся 1–4-х классов. </em></p> 2023-12-21T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1800 Modern museum pedagogy: personal education and patriotic education 2023-12-21T13:29:49+03:00 E.E. Yegorenko polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>The author's interpretation presents a scientific view of the problems associated with museum pedagogy, education and patriotic education of the individual in modern realities, which is especially important in the Republic of Belarus today due to the renewal of museum expositions, changes in the scientific and methodological support of school museums and the active use of information technologies.</em></p> 2023-12-21T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1801 Динамика антропометрических показателей футболистов группы спортивного совершенствования с учетом игрового амплуа 2023-12-21T13:41:24+03:00 О.В. Свекла polesgubiblioteka@gmail.com С.Б. Мельнов polesgubiblioteka@gmail.com В.А. Курносова polesgubiblioteka@gmail.com Е.Б. Драчев polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>Проведено антропометрическое обследование 142 футболистов 16-18 лет группы спортивного совершенствования. </em><em>По результатам динамического наблюдения </em><em>обоснованы специфические особенности состояния организма спортсменов во взаимосвязи с их игровым амплуа и показаны особенности антропометрических показателей </em><em>у обследованных футболистов. </em></p> <p><em>Обоснованы предпосылки дальнейшего исследования комплексных антропометрических показателей футболистов с целью совершенствования медико-биологического обеспечения тренировочного процесса и потенциального выбора наиболее подходящего игрового амплуа, что способствует повышению качества спортивного отбора.</em></p> 2023-12-21T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1802 Применение современных направлений фитнеса в тренировочном процессе гребцов-академистов на начальном этапе подготовки 2023-12-21T14:32:03+03:00 Д.О. Лось polesgubiblioteka@gmail.com <p><em>В статье представлены результаты педагогического исследования по применению в тренировочном процессе гребцов-академистов на начальном этапе подготовки программ, включающих в себя несколько направлений фитнеса (базовую аэробику, силовую аэробику, пилатес, элементы йоги и стрейчинг). </em></p> <p><em>По результатам проведенного исследования отмечается увеличение показателей общей физической подготовленности спортсменов-гребцов (p&lt;0,05), укрепление мышц спины и брюшного пресса в качестве профилактики спорт-ассоциированных нарушений в будущем (p&lt;0,05) и повышения мотивации спортсменов к достижению успеха в спортивной карьере (p&lt;0,05).</em></p> 2023-12-21T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1803 Организационно-педагогические основы развития информационно-образовательной среды регионального университета 3.0: теоретико-методологические обобщения исследования 2023-12-21T14:42:13+03:00 Н.В. Аксенчик polesgubiblioteka@gmail.com <p><strong><em>Цель </em></strong><em>– проведение теоретико-методологического обобщения исследования, посвященного обоснованию организационно-педагогических основ развития информационно-образовательной среды регионального исследовательско-предпринимательского университета с учетом специфики его функционирования. </em></p> <p><strong><em>Материалы и методы.</em></strong><em> При проведении исследования применен комплекс методов, адекватных решению поставленных задач (сравнительно-сопоставимый метод, анализ, применение методик, анкетирование, метод математической статистики: критерий φ* – угловое преобразование Фишера и др.).</em></p> <p><strong><em>Результаты.</em></strong><em> Представлено в комплексном единстве технико-технологического и дидактического аспектов сущностное понимание феномена информационно-образовательной среды учреждения высшего образования и принципов ее функционирования и развития. Обоснованы концептуальные научные практико-ориентированные положения, определяющие развитие информационно-образовательной среды регионального университета институциональной модели 3.0. в условиях цифровизации образования.</em></p> <p><strong><em>Заключение.</em></strong><em> Автором определены основные итоги исследования, направленного на развитие информационно-образовательной среды регионального университета 3.0, осуществленного на базе учреждения образования “Полесский государственный университ” в 2019-2023 гг. Обоснованы организационно-педагогические условия эффективного функционирования и совершенствования специфической среды взаимодействия субъектов многоаспектной образовательной деятельности в системе применения средового ресурсного потенциала. </em></p> 2023-12-21T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1795 Рэарганізацыя і ліквідацыя нацыянальных адміністрацыйна-тэрытарыяльных адзінак БССР у 1934–1939 гг. 2023-12-21T09:46:52+03:00 М.К. Альховік polesgubiblioteka@gmail.com <p><strong><em>Мэта:</em></strong><em> вызначэнне прычын, этапаў і асаблівасцей працэсу рэарганізацыі і ліквідацыі нацыянальных адміністрацыйна-тэрытарыяльных адзінак БССР у сярэдзіне – канцы 1930-х гг.</em></p> <p><strong><em>Матэрыялы і метады</em></strong><strong><em>.</em></strong><em> Пры падрыхтоўцы дадзенага артыкула быў выкарыстаны шырокі комплекс матэрыялаў Нацыянальнага архіва Рэспублікі Беларусь. Метадалагічная аснова прадстаўлена сукупнасцю лагічных, агульнанавуковых і спецыяльна-гістарычных метадаў (аналіз, сінтэз, індукцыя, дэдукцыя, абагульненне, параўнанне, гістарычны, лагічны, гісторыка-генетычны, канкрэтна-гістарычны метады і інш.).</em></p> <p><strong><em>Вынікі.</em></strong> <em>Устаноўлена, што ў кастрычніку 1934 г. – першай палове 1937&nbsp;г. ліквідацыя нацыянальных саветаў не мела ўсёабдымнага маштабу. Савецкая ўлада не адмаўляла магчымасці існавання нацыянальных саветаў у месцах кампактнага пражывання палітычна лаяльнага насельніцтва з выразнай нацыянальнай і культурна-моўнай самаідэнтыфікацыяй. Аўтар прыйшоў да высновы аб тым, што з другой паловы 1937 г. працэс ліквідацыі нацыянальных адміністрацыйна-тэрытарыяльных адзінак як асяродкаў «антыдзяржаўнай работы» насіў паслядоўны і сістэмны характар. У ліпені – верасні 1937&nbsp;г. былі ліквідаваны (рэарганізаваны) апошнія польскія саветы, у ліпені 1938 г. – красавіку 1939&nbsp;г. – усе астатнія нацыянальныя саветы. Тэрыторыя Дзяржынскага польскага раёна была падзелена паміж суседнімі раёнамі.</em></p> <p><strong><em>Заключэнне</em></strong><em>. Да сярэдзіны 1930-х гг. партыйна-савецкае кіраўніцтва прыйшло да высновы аб тым, што стварэнне нацыянальных раёнаў і саветаў садзейнічае канцэнтрацыі «антысавецкіх сіл». Знікненне нацыянальных асаблівасцей было аб’яўлена прагрэсіўнай з’явай і заканамерным вынікам сацыялістычнага будаўніцтва. Працэс ліквідацыі нацыянальных адміністрацыйна-тэрытарыяльных адзінак у БССР праходзіў пад поўным кантролем ЦК УКП(б).</em></p> 2023-12-21T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023