https://ojs.polessu.by/BPSBS1/issue/feedВеснік Палескага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя грамадскіх i гуманітарных навук2024-06-19T13:42:55+03:00Дунай В.И. / Dunay V.I.s-redaktor@yandex.byOpen Journal Systems<p>Научно-практический журнал.<br />Издается с 2008 года.<br />Выходит 2 раза в год.<br />Учредитель УО "Полесский государственный университет".<br />Подписка осуществляется через почтовые отделения связи по "Каталог Печатные СМИ. Республика Беларусь" (индексы: для индивидуальных подписчиков 01196, для предприятий и организаций - 011962).<br /><strong><span lang="EN-US">ISSN </span></strong><strong><span lang="EN-US">2524-2318 (Online), ISSN 2078-1032 (Print)</span></strong> </p>https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1856Нравственно-эстетическое развитие личности в воскресной школе русской православной церкви: социально-культурный аспект2024-06-19T11:07:51+03:00А.С. Тыновецpolesgubiblioteka@gmail.com<p><em>В статье раскрываются вопросы становления и развития социального института воскресной школы русской православной церкви. Дается определение значения феномена «воскресная школа» в различных науках и выполняемые им функции. Автором рассмотрен механизм нравственно-эстетического воспитания человека в церкви в контексте социально-культурной деятельности. Обозначены основные структурные компоненты социокультурной среды воскресных школ, основные направления реализации развития нравственно-эстетических качеств человека в воспитательной деятельности современных воскресных школ.</em></p>2024-06-19T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1859Socio-civic and moralfunctional literacy of students in the information society2024-06-19T11:31:52+03:00D.S. Voronyukpolesgubiblioteka@gmail.com<p><em>The article presents topical issues related to the formation of socio-civil and moral functional literacy of students in the information society. The author pays special attention to human spirituality and improving the quality of education based on the state ideology and traditional values of the Belarusian people.</em></p>2024-06-19T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1860Девиантное учебное поведение студентов учреждений высшего образования как предмет структурно-содержательного научного анализа2024-06-19T11:43:15+03:00О.Ю. Зиновичpolesgubiblioteka@gmail.com<p><strong><em>Цель</em></strong><em> – выявление проблемных аспектов исследования феномена девиантного учебного поведения студентов учреждений высшего образования с учетом разработанных теоретико-методологических подходов в изучении получивших распространение в студенческой среде примеров академического мошенничества в форме списывания, подсказок, фальсификаций, гострайтинга и плагиата. Дотижению цели исследования способствует решение задачи по его системному построению через моделирование процесса структурно-содержательного анализа при изучении предмета научного поиска.</em></p> <p><strong><em>Материалы и методы.</em></strong><em> При написании статьи в качестве источниковой базы были представлены практикоориентированные положения Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, а также научные публикации по проблематике исследования. В ходе исследования использованы методы сравнительного анализа и синтеза, обобщения и теоретического моделирования.</em></p> <p><strong><em>Результаты.</em></strong><em> В результате осуществленного исследования выявлены основные проблемные аспекты изучения феномена девиантного учебного поведения студентов учреждений высшего образования в Республике Беларусь. Автором предложена функциональная структурно-содержательная модель изучения представленного предмета научного анализа.</em></p> <p><strong><em>Заключение.</em></strong><em> Цель исследования достигнута. Определены узловые проблемы изучения феноменологической сущности девиантного учебного поведения студентов учреждений высшего образования, реализуемого в форме списывания, подсказок, компиляции, плагиата и гострайтинга в технологизируемом информационно-коммуникационном пространстве. Предложенная в рамках психолого-педагогической науки модель изучения заявленного предмета исследования позволяет четко определять проблемное поле научного поиска, этапность и уровневую направленность научной рефлексии, отбираемые методы и содержание предлагаемых этапов. Такой подход позволяет в своей планомерной и этапно организуемой реализации системно и глубоко осуществлять научное исследование с учетом общенаучных методологических требований и логики познания изучаемого предмета. </em></p>2024-06-19T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1861Formation of teacher's information culture as a continuity ensuring factor in secondary and higher education systems withing the digitalization framework2024-06-19T11:55:10+03:00V.L. Lozitskypolesgubiblioteka@gmail.com<p><strong><em>Objective:</em></strong><em> identification of system-forming characteristics, structure components, formation signs and stages of basic component in the teacher's general culture formation - their information culture, defined as one of determining factors in succession mechanisms implementation at systemic levels of secondary and higher education in the Republic of Belarus within the framework of digital transformation measures.</em></p> <p><strong><em>Materials and methods.</em></strong><em> When writing the article, groups of sources were used, including state programs’ documents in the field of digitalization of education, as well as scientific publications on research issues. When working with scientific analytics sources and materials, the following methods were used: sources content analysis, a comparative method.</em></p> <p><strong><em>Results.</em></strong><em> During the study and based on its results, phenomenological features of the teacher's information culture were identified, its structuring, system-forming formation signs and stages were determined. As a whole, solving these problems allows to consider the teachers’ information culture as a complex sociocultural phenomenon, one of the determining factors for ensuring continuity at the systemic levels in secondary and higher education in the context of educational sphere digitalization.</em></p> <p><strong><em>Conclusion.</em></strong><em> The objective of the study has been achieved. The main phenomenological characteristics, structure, signs of formation and the very stages of the teacher's information culture formation were identified, which make it possible to determine the studied phenomenon as a complex and multifaceted one. Its level-formation is described as one of the determining factors of the teacher's personality professional development in relation to the problem of ensuring the continuity at systemic levels of secondary and higher education in digitalization framework of the education sector in the Republic of Belarus.</em></p>2024-06-19T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1862Relevance of patriotic education of students and traditional values of the belarusian people2024-06-19T12:22:45+03:00A.N. Averkovpolesgubiblioteka@gmail.com<p><em>The author of the article suggests paying special attention to the relevance and timeliness of patriotic education of students, which is focused on preserving the historical memory, national culture and traditional values of the Belarusian people.</em></p>2024-06-19T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1863Прогнозирование индивидуальной успешности соревновательной деятельности спортсменов-единоборцев с учетом их психофункционального состояния2024-06-19T12:32:02+03:00А.В. Кардашpolesgubiblioteka@gmail.comТ.В. Мариничpolesgubiblioteka@gmail.com<p><em>В статье предпринята попытка оценки функционального состояния 40 борцов 11-16 лет, основанная на анализе функционального состояния вегетативной нервной системы по параметрам ритма сердечной деятельности (вариационная кардиоинтервалометрия) и психофизиологической диагностики. Полученные в результате проведенного обследования и анализа соревновательной деятельности показатели обследованных единоборцев позволяют </em><em>выявить ранние признаки переутомления нервной системы под воздействием физических нагрузок и спрогнозировать успешность на этапах подготовки.</em><em> Для формирования более точного прогноза индивидуальной успешности в соревновательной деятельности спортсменов проводилось изучение особенностей сенсомоторных и когнитивных функций с помощью психофизиологических методик, представленных в устройстве психофизиологического тестирования УПФТ-30 «Психофизиолог». </em></p> <p><em>Полученные данные позволили объективно оценить функциональное состояние организма спортсмена в процессе увеличения тренировочных нагрузок и предложить необходимые профилактические и коррекционные мероприятия.</em></p>2024-06-19T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1864Особенности организации обучения медицинской лексике иностранных учащихся2024-06-19T12:43:52+03:00Н.А. Мишонковаpolesgubiblioteka@gmail.com<p><em>В статье рассмотрены особенности организации обучения иностранных студентов медицинской лексике, что представляет собой сложную задачу, требующую учитывать специфические факторы: обеспечение интеграции общелингвистических и специализированных методик, определение целей обучения, понимание и использование научных учебных материалов.</em></p>2024-06-19T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1854Опыт научного осмысления значимости результатов Всесоюзной городской переписи населения 1923 г. в работах отечественных и зарубежных исследователей2024-06-19T10:43:19+03:00А.А. Приборовичpolesgubiblioteka@gmail.com<p><em>На основе анализа печатных работ исследователей выявляются вопросы оценки демографических материалов Всесоюзной городской переписи 1923 г. для изучения истории Беларуси. Объектом интереса для автора стали публикации белорусских и зарубежных исследователей, которые использовали материалы переписи городского населения в качестве основного источника. В статье анализируются проблемы разной оценки данных демографической переписи 1923 г. учеными в определении характеристик населения Советского Союза и БССР. Уделяется внимание проблемам сбора и обработки данных, которые, по мнению исследователей, могли повлиять на качество некоторых результатов переписи 1923 г. Делается вывод о том, что отмеченные недостатки в целом не уменьшают значения материалов рассматриваемой переписи для исторической науки. </em></p>2024-06-19T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1855Medical personnel in the BSSR and Western Belarus during the Interwar period2024-06-19T10:55:00+03:00A.A. Kapliyevpolesgubiblioteka@gmail.com<p><em>The article describes the features of the medical staff provision for the healthcare of both BSSR and Western Belarus in the interwar period. It was shown that the main factor in the superiority of the Soviet healthcare system in the BSSR over the Polish one in Western Belarus was an increase in recruitment and graduation in medical institutes and technical schools, while in Western Belarus the training of medical personnel did not satisfy the needs of the population.</em></p>2024-06-19T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/1865The alphabet of information warfare2024-06-19T12:54:37+03:00S.N. Sokolovapolesgubiblioteka@gmail.com<p><em>The article pays special attention to the variety of destructive tactics used by the Euro-Atlantic alliance in information warfare, which is associated with the toxicity of the modern media sphere, which determine the moral stability and spirituality of man. The author updated issues related to information and psychological aggression and neo-terrorism in the era of hybrid wars.</em></p>2024-06-19T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024