Веснік Палескага дзяржаўнага ўніверсітэта. Серыя грамадскіх i гуманітарных навук https://ojs.polessu.by/BPSBS1 <p>Научно-практический журнал.<br />Издается с 2008 года.<br />Выходит 2 раза в год.<br />Учредитель УО "Полесский государственный университет".<br />Подписка осуществляется через почтовые отделения связи по "Каталог Печатные СМИ. Республика Беларусь" (индексы: для индивидуальных подписчиков 01196, для предприятий и организаций - 011962).<br /><strong><span lang="EN-US">ISSN </span></strong><strong><span lang="EN-US">2524-2318 (Online), ISSN 2078-1032 (Print)</span></strong> </p> ru-RU s-redaktor@yandex.ru (Дунай В.И. / Dunay V.I.) s-redaktor@yandex.ru (Сухобокова Светлана Васильевна (Sukhobokova Svetlana)) Пт, 01 авг 2025 16:54:44 +0300 OJS 3.2.1.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Могилёвская губернская земская больница – развитый центр медицинской помощи женщине в начале ХХ века https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2006 <p>Цель: изучение становления и развития государственной охраны репродуктивного здоровья женщины на белорусских землях в рамках деятельности отдельного медицинского учреждения в начале ХХ века.</p> <p>Материалы. В статье представлены малоизученные источники рассматриваемого периода: отчёт Могилёвской губернской земской управы четвертому очередному Губернскому земскому собранию по Могилевской губернской земской больнице за1913 год, отчеты по Могилевской центральной повивальной школе за 1881 и1883 годы, публикации из «Минских врачебных известий».</p> <p>За 1910 год и др. проанализированы работы по социальной и гендерной истории, а также истории медицины советских (Г.Р. Крючок) и современных исследователей (Н. А. Мицюк, Н. Л. Пушкарёва и А. В. Белова, Н. С. Моторова, Н. Н. Парфенова и др.).</p> <p>Методы: анализ и синтез, систематизация и классификация, историко-генетический и историко-проблемный, моделирование и сопоставление, метод исторической ретроспекции.</p> <p>Результаты. Представлена модель организации медицинской помощи женщине в Могилевской губернской земской больнице в1913 году. Отмечено, что Могилевская губернская земская больница была клинической базой для занятий и практики учебных заведений, действующих в городе.</p> <p>Таким образом, доказано, Могилевская губернская земская больница в конце XIX – начале XX вв. была развитым центром научно-практической помощи женщине на территории современных Могилевской, Минской, Витебской, Гомельской областей.</p> <p>Заключение. Деятельность Могилёвской губернской земской больницы – пример доступной медицинской помощи женщине в конце XIX – начале XX вв. Медицинская помощь оказывалась круглосуточно и была безвозмездной, бессословной, в интересах женщины учитывался конфессиональный аспект и др. В палатах Могилёвской губернской земской больницы работали ученицы повивальной школы, их обучение носило практикоориентированный характер. Материалы, представленные в статье, позволяют проследить актуальные тенденции в изменении существовавших гендерных стереотипов в конце XIX – начале XX вв.</p> Е.В. Елисеенко Copyright (c) 2025 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2006 Пт, 01 авг 2025 00:00:00 +0300 Роль и вклад персидско-таджикского энциклопедиста Абу Бакра ар-Рази в историю науки https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2007 <p>Статья посвящена вкладу энциклопедиста Абу Бакра ар-Рази в историю науки.</p> <p>Целью исследования является определение важной роли изучения наследия персидско-таджикского ученого Абу Бакра ар-Рази для истории науки.</p> <p>Материалы и методы. Источниковую базу составили труды Абу Бакра ар-Рази. Для изучения</p> <p>научного наследия Абу Бакра ар-Рази авторами были использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, классификация, системный подход, микроаналитическая стратегия.</p> <p>Результаты. Авторами проведен анализ работ персидско-таджикского ученого, в которых показаны обоснованные, научные принципы гуманистического подхода к пониманию истины и сущности человека. Жизни и научному наследию Абу Бакра ар-Рази посвящено немало работ в разных странах, на различных языках.</p> <p>Заключение. Труды ученого и сегодня вдохновляют новое поколение исследователей на занятие научной деятельностью.</p> Т.П. Липай, Абдулхай Шарифзода Комили, Сайфиддин Хайриддин Давлатзода Copyright (c) 2025 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2007 Пт, 01 авг 2025 00:00:00 +0300 Особенности формирования историографии развития здравоохранения в Беларуси в 1919–1939 гг. https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2008 <p>В статье отражены основные тенденции в формировании отечественной и зарубежной историографии развития здравоохранения на территории Беларуси в 1919–1939 гг. Было показано, что полноценный научный дискурс по проблеме начал зарождаться только в1970-х гг., что связано с преимущественным вниманием к проблеме не квалифицированных историков, а самих медицинских работников из среды организаторов здравоохранения.</p> А.А. Kapliyev Copyright (c) 2025 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2008 Пт, 01 авг 2025 00:00:00 +0300 Духовная безопасность и нравственная устойчивость личности в многополярном мире https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2015 <p>В статье автор обращает особое внимание на философские аспекты духовной безопасности и характеристику нравственной устойчивости личности в многополярном мире, что рассматривается через призму воздействия токсичной медиасферы на человека и общество. Философский ракурс духовной безопасности личности в представленной статье раскрывается во взаимосвязи с агрессивно-содержательной направленностью неотерроризма как духовного террора и результатом влияния токсичной медиасферы на современную личность.</p> С.Н. Соколова Copyright (c) 2025 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2015 Пт, 01 авг 2025 00:00:00 +0300 Общественно-политическая мысль Китая первой половины XX века о модернизации китайской культуры https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2016 <p>В статье рассматриваются подходы к модернизации китайской традиционной культуры в общественно-политической мысли Китая первой половины XX века. Актуальность изучения истории культурной модернизации Китая в первой половине XX века определяется той ролью, которую играет китайская традиционная культура в модернизации Китая. Вопросы выбора революционного или эволюционного пути развития Китая, вестернизации или модернизации, диалога культур Китая и Запада были ключевыми в дискуссиях между радикалами, либералами и консерваторами периода Китайской Республики. Дискуссии о культурной модернизации отражали стремление китайских интеллектуалов сохранить культурную самобытность Китая в XX веке.</p> Д.Н. Гиргель Copyright (c) 2025 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2016 Пт, 01 авг 2025 00:00:00 +0300 Философско-эстетические аспекты творчества Паскаля Киньяра https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2017 <p>Выявляется специфика философско-эстетических взглядов своременного французского писателя Паскаля Киньяра. Отмечается функционирование философем «одиночество», «молчание», «чтение», «свобода» в произведениях автора. Раскрывается роль философско-аллегорического романа в творчестве П. Киньяра. В статье раскрывается роль приема «философская аллегоризация» в произведениях автора. Философская аллегоризация позволяет отстраниться от явных морально-этических умозаключений, а также направлена на то, чтобы подтолкнуть читателя выйти за границы повседневности и предоставить ему возможность открыть первостепенность духовных ценностей.</p> О.Ф. Жилевич Copyright (c) 2025 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2017 Пт, 01 авг 2025 00:00:00 +0300 Семейное воспитание через призму семейных ценностей: сохранение и поддержка на уровне государства и учреждений образования https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2009 <p>Автором рассматриваются вопросы семейного воспитания с акцентом на сохранении семейных традиций, исторической памяти, традиционных ценностей белорусского народа. В статье актуализирована необходимость сохранения традиционной семьи в контексте эффективной реализации государственных инициатив, образовательных программ, способствующих сохранению семейных ценностей в современной Республике Беларусь.</p> E.V. Zakharova Copyright (c) 2025 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2009 Пт, 01 авг 2025 00:00:00 +0300 Актуальность и перспективы социальных инициатив молодежи в Республике Беларусь https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2010 <p>В статье раскрывается актуальность воспитательного потенциала и перспективы развития социальных инициатив молодежи, что связано с креативностью молодого поколения и социализацией. Сетевой контент информационного общества, инициируя творческий потенциал личности, предъявляет новые требования к субъектам образовательных отношений в поиске новых подходов и перспектив реализации социальных инициатив молодежи в современной Республике Беларусь.</p> Д.С. Воронюк Copyright (c) 2025 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2010 Пт, 01 авг 2025 00:00:00 +0300 Аксиологическое измерение воспитательного пространства в учреждении высшего образования Республики Беларусь https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2011 <p>В статье автором рассматривается аксиологическое измерение воспитания в учреждениях высшего образования Республики Беларусь, что связано с организацией многофункциональной коммуникации и воспитательным императивом студенческой молодежи. Особый акцент сделан на современных подходах к патриотическому воспитанию и роли идеологической составляющей в педагогической практике. Актуальность и новизна&nbsp; проблематики определяется социально-значимой характеристикой личности современного студента, которая рассматривается во взаимосвязи с государственной идеологией, ценностным содержанием организационно-педагогического процесса и общением наставников со студенческой молодежью в учреждении высшего образования.</p> Э.В. Томильчик Copyright (c) 2025 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2011 Пт, 01 авг 2025 00:00:00 +0300 Информационная культура в образовании : научный ландшафт зарубежных исследований https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2012 <p>Цель – изучить научный ландшафт зарубежных диссертационных исследований, тематика которых связана с информационной культурой в образовании; выявить специфику определений и трактовок понятий «информационная культура», «информационная грамотность» в педагогическом контексте; изучить ключевые концепции и теории, на которые опираются в своих исследованиях зарубежные коллеги; выявить пробелы в зарубежных исследованиях с позиции разработки научно-методической системы развития информационной культуры педагога профессионального образования.</p> <p>Материалы и методы. В целях актуализации темы нашего исследования в данной статье представлены результаты анализа полных текстов зарубежных докторских диссертаций за период с 1990 по 2024 гг. (поиск осуществлялся по базе данных ProQuest Dissertations and Theses), проведенного с использованием отдельных элементов методологии PRISMA, предназначенной для подготовки систематического обзора. Анализ диссертаций проводился на основе разработанных нами критериев. Использованы также контент-анализ источников и сравнительно-сопоставительный метод.</p> <p>Результаты. В ходе исследования установлена динамика роста исследовательского интереса к проблеме: после единичных работ в 1990-х и начале 2000-х годов наблюдается значительное увеличение числа защищенных диссертаций с 2015 года. Выявлено доминирование термина «информационная грамотность» (Information Literacy) в зарубежном академическом дискурсе по данной теме. Его содержание раскрывается преимущественно через стандарты Американской библиотечной ассоциации (ALA) и Ассоциации библиотек колледжей и научных библиотек (ACRL), в частности ACRL Standards (2000) и, в последние годы, ACRL Framework (2016), акцентирующий внимание на концептуальных порогах и метакогнитивных аспектах. Понятие «информационная культура» как отдельный, четко определенный конструкт встречается в проанализированных работах значительно реже. Систематизирован спектр теоретико-методологических оснований зарубежных исследований. Установлено, что авторы опираются на конструктивистские и социокультурные теории обучения (J. Bruner, Л.С.&nbsp;Выготский), концепции критической информационной грамотности (J. Elmborg), непрерывного обучения, таксономию Б. Блума, теорию самоэффективности (А. Bandura), концепции социального и профессионального капитала, теорию сообществ практиков (E.&nbsp;Wenger), а также специфические модели, например, «Семь граней информационной грамотности» (Ch. Bruce). Констатировано, что основное внимание в зарубежных диссертациях уделяется формированию информационной грамотности у студентов (разных уровней образования) и роли библиотекарей в этом процессе. Вопросы разработки комплексных научно-методических систем формирования развития информационной культуры (как феномена, включающего не только знания и умения, но и ценности, мотивацию, нормы поведения в информационной среде) именно у педагогов профессионального образования остаются недостаточно исследованной областью в зарубежном диссертационном ландшафте рассматриваемого периода.</p> <p>Заключение. Цель исследования достигнута. Выявлены пробелы в зарубежных диссертационных исследованиях с позиции разработки научно-методической системы развития информационной культуры педагога профессионального образования. Несмотря на значительное внимание к информационной культуре / грамотности студентов и иных категорий обучающихся, комплексные модели и системы, направленные на формирование и развитие именно информационной культуры (включая ее аксиологический, мотивационный, рефлексивный компоненты) у педагогов профессионального образования, представлены недостаточно.</p> И.Б. Стрелкова Copyright (c) 2025 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2012 Пт, 01 авг 2025 00:00:00 +0300 Антропологический кризис: трансформация гендерных стереотипов и ценностных ориентаций личности https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2013 <p>В статье автор рассматривает трансформацию гендерных стереотипов и ценностных ориентаций личности, что связано с антропологическим кризисом и распространением в социуме гендерного равенства, полоролевым поведением, нетрадиционными семейно-брачными отношениями, деконструкцией сексуальности, воспитанием, половым самосознанием, трансформирующихся вследствие деградации эмоционально-волевых свойств современного человека и десоциализации.</p> С.Н. Соколова Copyright (c) 2025 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2013 Пт, 01 авг 2025 00:00:00 +0300 Патриотическое воспитание учащихся и освоение традиционных ценностей белорусского народа https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2014 <p>В статье представлено научное содержание патриотического воспитания учащихся и освоения традиционных ценностей белорусского народа в современном учреждении общего среднего образования, что является одним из факторов, влияющих на качество национального образования и устойчивое развитие Республики Беларусь.</p> А.Н. Аверков Copyright (c) 2025 https://ojs.polessu.by/BPSBS1/article/view/2014 Пт, 01 авг 2025 00:00:00 +0300