Построение спортивной тренировки 14 – 15-летних спортсменок–волейболисток на основе учета генетической предрасположенности и особенностей психофизиологического статуса
Аннотация
Высокий престиж волейбола требует постоянного неуклонного научно-практического совершенствования, обобщения знаний ведущих научных работников, теоретиков и практиков волейбола с тем, чтобы, развиваясь, сохранить высокие позиции белорусской школы волейбола, приблизиться к мировым лидерам и удержаться там. В детско-юношеском спорте проблема сохранения необходимого уровня эффективной работоспособности в течение длительного времени, особенно в условиях соревновательной деятельности, является весьма актуальной и требует повышенного внимания. В настоящее время считается целесообразным построение спортивного отбора и выбор спортивной специализации с учетом генетической предрасположенности человека не только к выполнению различных нагрузок, но и возможности организма поддерживать гомеостаз, избежать развития дезадаптации и патологических состояний. Психофизиологическая диагностика помогает выявить ранние признаки переутомления вегетативной нервной системы под воздействием физических нагрузок на различных этапах подготовки. Комплексный подход позволяет выявить взаимосвязь физиологических систем в процессе адаптации к физическим нагрузкам. Ключевые слова: генетический скрининг, психофизиологическая диагностика, индивидуализация тренировочного процесса, спортивный отбор. Brief characteristics of psychological and constitutional features influencing a role choice in volleyball at the initial stage of training are given in the article. It is important to take into consideration psychological characteristics of a person while choosing new players. It is necessary to be able to estimate the behaviour of nervous system, temperament, peculiarities of an organism in order to check if he or she suits the requirements of the game. Besides, special attention should be paid to inborn peculiarities of a person, as they are difficult to change. Some of these peculiarities do not correspond to the requirements of the game and can be compensated while purposeful work to develop the necessary mechanisms of compensation. At a role choice it is necessary for players, first of all, to consider psychological personal characteristics, and only then – their physique and their master degree of game technique. Кeywords: genetic screening, psychophysiological diagnostics, individualization of the training process, sports selection.Библиографические ссылки
Ахметов, И.И. Молекулярная генетика спорта / И.И. Ахметов. – М.: Сов. спорт, 2009 г. – 267 с.
Беляев, А., Волейбол / А. Беляев, М. Савин. – Москва, 2000. – 354 с.
Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б.А. Вяткин. – М.: ФиС, 1978. – 134 с.
Мантрова, И.Н. Методические руководство по психофизиологической и психологической диагностике / И. Н. Мантрова. – Иваново: Нейрософт, 2007. – С.10,12,20, 27,32, 119.
Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон. – М.: Медицина, 1988. – 253 с.
Семенов, Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты: учебно-методическое пособие / Л.А.Семенов. – М.: Советский спорт, 2005. – 142 с.
Хомская, Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 288 с.
Akhmetov I.I. Molekulyarnaya genetika sporta [Molecular Genetics of Sports]. Moscow, Sovetskiy sport Pabl., 2009. – p.267 (In Russian)
Belyaev A., Savin M. Voleybol [Volleyball]. Moscow, 2000. p.354 (In Russian)
Vyatkin B.A. Rol' temperamenta v sportivnoy deyatel'nosti. Moscow, FiS Pabl., 1978. p.134. (In Russian)
Mantrova I.N. Metodicheskie rukovodstvo po psikhofiziologicheskoy i psikhologicheskoy diagnostike [Methodological guide on psychophysiological and psychological diagnostics]. Ivanovo, Neyrosoft
Pabl., 2007. pp.10,12,20, 27,32, 119. (In Russian)
Meerson F.Z. Adaptatsiya k stressornym situatsiyam i fizicheskim nagruzkam [Adaptation to Stress Situations and Physical Loads]. Moscow, Meditsina Pabl., 1988. p. 253 (In Russian)
Semenov L. A. Opredelenie sportivnoy prigodnosti detey i podrostkov: biologicheskie i psikhologopedagogicheskie aspekty: uchebno-metodicheskoe posobie [Determining the Sports Fitness Of Children
and Teenagers: biological and psychoeducational aspect]. Moscow, Sovetskiy sport Pabl., 2005. p.142 (In Russian)
Khomskaya E.D. Neyropsikhologiya [Neuropsychology]. Moscow, Moscow State University Pabl., 1987. p. 288 (In Russian)