ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА: СЕМАНТИКА И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ В РУССКОЙ АНТИУТОПИИ 1920 – 1930Х ГГ.

  • Т.А. ШЕСТАКОВА (T.A. SHESTAKOVA), канд. филол. наук, доцент Академическая гимназия Санкт-Петербургского государственного университета, Российская Федерация
Ключевые слова: антиутопия, жанр, истина, марш, музыка, свобода, танец

Аннотация

Основная проблематика литературного жанра антиутопии связана с осмыслением сущности человека и его места в мире и социуме; в центре внимания авторов этих произведений находятся нравственно-философские категории истины и свободы. Эти категории в художественном тексте, в отличие от философского трактата, представлены в иносказательной форме. При этом писатели подчас обращаются к областям других видов искусства и черпают в них материал для создания образов. Так, семантизация отдельных свойств музыкальных жанров является одним из механизмов моделирования фантастического гротескного мира антиутопии. Предметом исследования является включение в художественную модель мира антиутопии марша и танца. Эти музыкальные жанры обладают относительно устойчивой семантикой. Однако авторы антиутопий, представляя в разных вариантах взаимодействие марша и танца, обогащают их новыми коннотациями. В романе Е.И. Замятина «Мы» соотношение марша и танца коррелирует с фундаментальными оппозициями свобода / несвобода, человек / механизм. Эти жанры сначала обладают общими свойствами и являются знаками несвободы и механистичности. Затем они претерпевают изменения, в результате чего марш аннулируется, а классический танец, претворяясь в пляску, обретает коннотации свободы и человечности. В повести М. Козырева «Пятое путешествие Лемюэля Гулливера, капитана воздушного корабля в Юбераллию, лучшую из стран мира, называемую также страной лицемерия и лжи» использование семантики марша, изображение марширующих войск помогают создать образ милитаристского государства с полицейским режимом. В двух фантастических танцах закодированы сущность внутренней и внешней политики Юбераллии, поведенческая установка и способ выражения мыслей ее граждан – подмена одного понятия другим, противоположным, результатом чего становится искажение понятий истина и свобода. В повести С. Кржижановского «Боковая ветка» создается онейрическая ситуация. В ее основе – реализация метафоры «усыпление сознания». Одним из приемов реализации метафоры является описание фантастического пьяно-сомнамбулического шествия. Ставя проблему замены реальности фикцией, автор создает марш-фикцию с помощью травестирования ряда свойств марша и с помощью введения в него элемента танца. Итак, включение в художественный мир антиутопии марша и танца помогает писателям выявить актуальную нравственно-философскую, эстетическую и социально-политическую проблематику.

Литература

1. Шестакова, Т. А. «Прогулка» в романе Е. Замятина «Мы»: структура, композиционная роль, семантика [Текст] / Т. А. Шестакова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. СПб.: Издательский Дом СПбГУ, 2012. – Вып. 2. – С. 88-97.

2. Замятин, Е. И. Избранное [Текст] / Е. И. Замятин. – М.: изд-во Правда, 1989. – 461 с.

3. Козырев, М. Пятое путешествие Гулливера и другие повести и рассказы [Текст] / М. Козырев. – М.: Текст – Риф. 1991. – 303с.

4. Кржижановский, С. Д. Боковая ветка [Текст] / С. Д. Кржижановский / Чужая тема. Собр. соч: в 5 т. / Сост., предисл. и комм. В. Перельмутера. – СПб.: Симпозиум, 2001. – Т. 1. – 687с.

5. Цуккерман, В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм [Текст] / В. А. Цуккерман. – М.: Музыка, 1964. – 160с.

References

1. Shestakova T.A. "Progulka" v romane E. Zamyatina "My": struktura, kompozitsionnaya rol', semantika ["The Walk" in the novel E. Zamyatina "We": structure, compositional role, semantics]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 9. Filologiya. Vostokovedenie. Zhurnalistika. [Saint Petersburg University Rewiew. Series 9. Philology. Oriental Studies. Journalism.]. Saint Petersburg, Saint Petersburg State University Publ. House, 2012, vol. 2, pp. 88–97. (In Russian)

2. Zamyatin E.I. Izbrannoe [Selected]. Moscow, Pravda Publ., 1989, 461 p. (In Russian)

3. Kozyrev M. Pyatoe puteshestvie Gullivera i drugie povesti i rasskazy [Gulliver's Fifth Journey and other stories and stories]. Moscow, Tekst – Rif. 1991, 303 p. (In Russian)

4. Krzhizhanovskiy S.D. Bokovaya vetka [Side branch]. Chuzhaya tema. Sobranie sochineniy v pyati tomakh. [Alien theme. Five-volume essay collection]. Sostavlenie, predislovie i kommentarii V. Perel'muter. Saint Petersburg. Simpozium, 2001, vol. 1, 687 p. (In Russian)

5. Tsukkerman V.A. Muzykal'nye zhanry i osnovy muzykal'nykh form [Musical genres and basics of musical forms]. Moscow, Muzyka, 1964, 160 p. (In Russian)
Опубликован
2019-06-02
Выпуск
Раздел
Философские науки