Обучение баскетболу школьников и студентов в процессе физического воспитания с использованием специальных тренажеров

  • А.В. Тимошенко (O.V. Timoshenko), профессор Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова
  • Ж.Г. Демина (Zh.H. Domina), доцент Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова
  • Е.О. Кузенков (Ye.A. Kuzenkov) Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова
Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, школьники, баскетбол, обучение технике, развитие двигательных качеств, тренажеры

Аннотация

В статье обоснована необходимость внедрения тренажерных средств для обучения технических приемов и развития двигательных качеств школьников и студентов в условиях различных форм занятий по баскетболу. Проанализированы преимущества использования тренажерного оборудования в условиях обеспечения индивидуального похода в процессе обучения физическим упражнениям. Исходя из того, что ключевыми приемами, влияющими на игровую эффективность в баскетболе, являются ведение и броски, предложены оригинальные тренажеры «Shooting duable» для улучшения точности бросков в кольцо, а также «Dribble stand» для совершенствования техники ведения мяча и повышения его скорости. Описаны технические характеристики и принципы использования представленных тренажеров в образовательном процессе школьников и студентов по физическому воспитанию. Вариативность ведения с использованием тренажера «Dribble stand» обеспечивается совершенствованием координации рук, равновесия тела – «чувства баланса», частоты движений руками (темпа) в контролируемых условиях путем формирования «чувство мяча». Эффективность работы с тренажером «Shooting duable» основывается на возможности достижения оптимальной траектории полета мяча и обеспечении точного подбора мяча после отскока за счет зрительного контроля траектории его полета. Использование тренажеров создает предпосылки для совершенствования пространственно-мышечного чувства и формирования динамического стереотипа движений. Методика их применения в учебном процессе базируется на учете уровня подготовленности занимающихся, предусматривает использование подводящих, подготовительных упражнений, технических приемов игры в баскетбол с помощью методов интервального упражнения (повторно-серийного метода) и комбинированного упражнения (кругового, игрового и соревновательного методов). Учебные тренажеры действуют по принципу сопряженного воздействия и могут применяться на всех этапах обучения технике баскетбола для учащихся разного уровня подготовленности в условиях различных форм занятий по физическому воспитанию.

Литература

1. Водлозеров, В. Е. Тренажеры локально направленного действия : монография / В. Е. Водлозеров. – Симферополь : Издательский центр КГМУ, 2003. – 101 с.

2. Евсеев, С. П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров / С. П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 90 с.

3. Єрмолова, В. А. Досвід роботи з використанням нестандартного обладнання на уроках фізичної культури / В. А. Єрмолаєва // Фізичне виховання в школі. – 2007. №2. – С. 31 – 34.

4. Хохлов, А. В. Роль тренировочных устройств и тренажеров в физическом воспитании студентов / А. В. Хохлов, А. Г. Соснов / Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія 15. Науковопедагогічні проблеми фізичної культури (фізична культура і спорт). – К., 2015. – Вип. 3 К (57). – Т. 2. – С. 356-359.

Reference

1. Vodlozorov V.E. Trenazhery localnogo vozdeistviya [Locally directed simulators]. Simpheropol, 2003. 101 p. (In Russian)

2. Evseev S.P. Formirovanie dvigatelnyh deistvii s pomoschyu trenazherov [The formation of motor actions using simulators] Мoskva, physical culture and sport, 2001, 90 p. (In Russian)

3. Yermolova V.A. Dosvid roboty p vycorystannyam nestandartnoho obladnannya na urokah fizychnoi kulturu [Experience with the use of non-standard equipment in physical education lessons]. Kyiv, Physical education in school, 2007, no 2, pp. 31– 34. (In Ukrainian)

4. Khokhlov A.V., Sosnov A.G. Rol trenirovochnyh ustroistv I trenazherov v fisicheskom vospitanii studentov [The role of training devices and simulators in the physical education of students]. Kyiv, Naukovij chasopis Nacіonal'nogo pedagogіchnogo unіversitetu іmenі M. P. Dragomanova. Serіja 15. Naukovo-pedagogіchnі problemi fіzichnoї kul'turi (fіzichna kul'tura і sport). [Scientific journal of the National Pedagogical Dragomanov University. Series 15. Scientific and pedagogical problems of physical culture (physical culture and sport)]. 2015, Vol. 3 K (57), T. 2, pp. 356-359. (In Russian)
Опубликован
2020-06-29
Выпуск
Раздел
Педагогические науки