Концепция поликультурной образовательной среды: характеристики, психологические особенности и ценности

Авторы

  • О.А. Мельник (V.A. Melnik), ст. преподаватель Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» г. Минск, Республика Беларусь

Ключевые слова:

поликультурная образовательная среда, культурное многообразие, становление личности, межкультурный диалог, тетраду пространственных понятий, социализация

Аннотация

Статья является результатом научных исследований по проблематике определения поликультурной образовательной среды. В исследовании содержатся теоретические и методические результаты исследований о психологических особенностях и структуре поликультурной образовательной среды. Новизна концепции, которая представлена автором в данной статье, раскрывается в теоретической модели образовательной среды и определении содержания поликультурной образовательной среды.

Библиографические ссылки

1. Абакумова, И. В. Безопасное образовательное пространство: реалии и перспективы / И. В. Абакумова, О. В. Тельнова, В. Т. Фоменко // Мир Кавказу : материалы антитеррористического фестиваля студенческой, научной и творческой молодежи. – Ростов–на–Дону, 2012. – С. 4–18.

2. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании : монография / И. А. Баева. – СПб. : Союз, 2002. – 272 с.

3. Беляев, Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений / Г. Ю. Беляев. – М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2000. – 24 с.

4. Борисенков, В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования : монография / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. – М. : Педагогика, 2006. – 464 с.

5. Веряев, А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства / А. А. Веряев, И. К. Шалаев // Педагог: наука, технология, практика. – 1998. – № 4. – С. 3–12.

6. Гибсон, Д. Д. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон; пер. с англ. Т. М. Сокольской; общ. ред. и вступ. ст. [с. 5-20] А. Д. Логвиненко. – М. : Прогресс, 1988. – 461,[1] с. : ил.

7. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования / А.Я. Данилюк. – Ростов-на-Дону : РГПУ, 2000. – 440 с.

8. Иванов, А. В. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условия развития личности ребенка : монография / А. В. Иванов. – М. : АПК и ППРО, 2005. – 152 с.

9. Костинский, Г. Д. Пространственность в человеческом сознании / Г. Д. Костинский // Мир психологии. – 1999. – № 4. – С. 116–129.

10. Кулюткин, Ю. Н. Образовательная среда и развитие личности / Ю. Н. Кулюткин, С. Тарасов // Новые знания. – 2001. – № 1. – С. 6–7.

11. Пономарев, Р. Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования / Р. Е. Пономарев // Педагогическое образование и наука. – 2003. – № 1. – С. 29–32.

12. Семикин, B. B. Психологическая культура в образовании человека / В. В. Семикин. – СПб. : Союз, 2002. – 155 с.

13. Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе [Электронный ресурс] / М. А. Гусаковский, Л. А. Ященко, С. В. Костюкевич и др.; под ред. М. А. Гусаковского. – Мн. : БГУ, 2004. – 279 с. – Режим доступа: http://charko.narod.ru/index38.html. – Дата доступа: 12.01.2018.

14. Шендрик, И. Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования / И. Г. Шендрик // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 36–42.

15. Янчук, В. А. Экокультурная образовательная среда: формирование и развитие. Часть 2. От культурной к межкультурной компетентности / В. А. Янчук // Адукацыя i выхаванне. – 2013. – № 7. – С. 60-67.

16. Янчук, В. А. Диалогическая интердетерминация в системе четырехмерных пространств анализа кросс-культурной феноменологии / В. А. Янчук // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Смоленск, 27—28 мая 2016 г.) : в 2 т. / отв. ред. В. В. Гриценко. – Смоленск, 2016. – Т. 1. – С. 56–63.

17. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – 2-е изд., исправл. и дополн. – М. : Смысл, 2001. – 365 с.

References

1. Abakumova I.V., Telnova O.V., Fomenko V.T. Bezopasnoe obrazovatelnoe prostranstvo: realii I perspektivi [Safe educational space: realities and prospects]. Mir Kavkazu : materiali antiterrorristicheskogo festivalja studencheskoj, nauchnoj i tvorcheskoj molodegi [Peace to the Caucasus : materials of the anti-terrorist festival of student's, scientific and creative youth]. Rostov–na–Donu, 2012, рр. 4–18. (In Russian)

2. Baeva I.A. Psihologicheskaja bezopasnost v obrazovanii : monografia [Psychological safety in education: a monograph] SPb. : Sojuz, 2002, 272 р. (In Russian)

3. Beljaev G.U. Pedagogicheskaja harakteristika obrazovatelnoj sredi v razlichnih tipah obrasovatelnih uchregdenij [Pedagogical characteristics of the educational environment in various types of educational institutions] / G.U.Beljaev. М. : Issled. Centr problem kachestva podgot. specialistov, 2000, 24 р. (In Russian)

4. Borisenkov V.P., Gukalenko О.V., Daniluk А.Ja. . Polikulturnoe obrazovatelnoe prostranstvo Rossii : istoria, teoria, osnovi proektirovanija : monografia [Polycultural educational space of Russia: history, theory, design basics: monograph]. М. : Pedagogika, 2006, 464 р. (In Russian)

5. Verjaev А. А., Shalaevв I. К. Ot obrazovatelnih sred k obrazovatelnomu prostranstvu: ponjatie, formirovanie, svoistva [From educational environments to educational space: concept, formation, properties] Pedagog: nauka, tehnologija, praktika [Teacher: Science, Technology, Practice]. 1998, no 4, pp. 3–12. (In Russian)

6. Gibson D.D. Ekologicheskij podhod k zritelnomu vosprijatiju [Environmental Approach to Visual Perception] per. s angl. Т.М. Soklskoj. М. : Progress, 1988, 461 p. (In Russian)

7. Daniluk А.Ja. Teorija integracii obrazovanija [Theory of Education Integration]. Rostov-nа-Donu : RGPU, 2000, 440 p. (In Russian)

8. Ivanov А.V. Kulturnaja pedagogicheskaja sreda obscheobrazovatelnogo uchregdenija kak uslovija razvitija lichnosti rebenka : monografija [Cultural pedagogical environment of a general educational institution as a condition for the development of a child’s personality: monograph]. М. : АPK I PPRO, 2005, 152 p. (In Russian)

9. Kostinskij G.D. Prostranstvennost v chelovecheskom soznanii [Spatiality in the human mind] Mir psihologii [The World of Psychology]. 1999, no 4, pp. 116–129. (In Russian)

10. Kulutkin Ju.N., Tarasov S. Obrazovatelnaja sreda I razvitie lichnosti [Educational environment and personality development] Novie znanija [New Knowledge]. 2001, no 1, pp. 6–7. (In Russian)

11. Ponomarev R.E. Obrazovatelnoe prostranstvo kak osnovopolagajuschee ponjatie teorii obrazovanija [Educational space as a fundamental concept of the theory of education] Pedagogicheskoe obrazovanie I nauka [Pedagogical Education and Science], 2003, no 1, pp. 29–32. (In Russian)

12. Semikin V.V. Psihologocheskaja kultura v obrazovanii cheloveka [Psychological culture in human education]. SPb.: Sojuz, 2002, 155 p. (In Russian)

13. Gusakovsky M. A., Yashchenko L. A., Kostyukevich S. V. and others; ed. of Gusakovsky M. A. Universitet kak centr kulturoporogdajuschego obrazovanija. Izmenenie form kommunikacii v uchebnom processe [University as a center of cultural education. Changing forms of communication in the educational process]. Mn. : BGU, 2004, 279 p. (In Russian). Available at: http://charko.narod.ru/index38.html.

14. Shendrik I. G. Samorealizacija lichnosti v kontekste proektirovanija obrazovanija [Personal self-realization in the context of educational design] Pedagogika [Pedagogy]. 2004, no 4, pp. 36–42. (In Russian)

15. Yanchuk V. A.Ekokulturnaja obrazovatelnaja sreda : formirovanie i razvitie. Chast 2. Ot kulturnoj k megkulturnoj kompetentnosti [Ecocultural educational environment: formation and development. Part 2. From cultural to intercultural competence]. Adukacija i vihavanne [Education and Upbringing]. 2013, no 7, pp. 60-67. (In Russian)

16. Yanchuk, V. A. Dialogicheskaja interdeterminacija v sisteme chetirehmernih prostranstv analiza kross-kulturnih fenomenologii [Dialogical interdetermination in the system of four-dimensional spaces for analysis of cross-cultural phenomenology]. Theoretical problems of ethnic and cross-cultural psychology Materials of the V Intern. scientific conf. (Smolensk, May 27–28, 2016): in 2 volumes / hole. ed. V.V. Gritsenko. Smolensk, 2016, vol. 1, pp. 56–63 (In Russian)

17. Yasvin V. A. Obrazovatelnaja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju [Educational environment: from modeling to design] 2nd ed., Rev. and supplement. М.: Smisl, 2001, 365 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2019-12-16

Выпуск

Раздел

Педагогические науки