Влияние цифровизации на образовательную среду

Authors

  • О.В. Машевская Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь

Keywords:

цифровые технологии, цифровая экономика, цифровая трансформация, система образования, образовательная среда, типы образовательных сред

Abstract

В статье рассмотрен материал, раскрывающий сущность образовательной среды, дано авторское определение образовательной среды как совокупности возможностей и компетенций, которые реализуются и формируются в результате образовательного окружения для обучающегося посредством различных информационных систем; описано влияние цифровых технологий на уровень образования, что, в конечном счете, формирует цифровую образовательную среду, а также выделен ряд факторов влияния цифровизаии на образовательную среду. Автор приходит к выводу, что цифровизация – это не только онлайн-курсы, дистанционное обучение и электронное расписание, а цифровизация – это комплексная система, которая показывает, как проходит учебный процесс, как он влияет на качество конечного образовательного результата и какой уровень востребованных компетенций формирует.

Author Biography

О.В. Машевская, Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь

канд. экон. наук; доцент кафедры банковской экономики

References

References

Tarasov S.V. Obrazovatel'naya sreda: ponyatiye, struktura, tipologiya [Educational environment: concept, structure, typology]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina [Bulletin of Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2011, no. 3, pp.133-138. (In Russian)

Educational environment and means of learning Educational process in vocational education. Available at: https://studme.org/248451/pedagogika/obrazovatelnaya_sreda_sredstva_obucheniya_informatsionno_kommunikatsionnye_tehnologii_obrazovatelnom_pr. (accessed: 10.06.2020)

Educational environment Pedagogical terminology dictionary. Available at: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/2178/. (accessed: 10.06.2020)

Tkachenko N.N. Tipologiya obrazovatel'nykh sred v sovremennoy pedagogicheskoy psikhologii [Typology of educational environments in modern pedagogical psychology]. Strakhovskiye Chteniya [Strakhovskiye Readings]. 2018, no. 26, рр.319-324. (In Russian)

Panov V.I. K probleme psikhologo-pedagogicheskogo proyektirovaniya i ekspertizy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [To the problem of psychological and pedagogical design and expertise of an educational institution]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye [Psychological science and education]. 2001, Volume 6. no. 2, рр. 14-20. (In Russian)

Digital Education Environment. Accreditation in Education. Information and analytical journal. Available at: https://akvobr.ru/cifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_ehto.html. (accessed:18.06.2020)

Chernik B.P. Effektivnoye uchastiye v obrazovatel'nykh vystavkakh [Effective participation in educational exhibitions: Scientific. manual for forming heights. culture, mastering techniques and skills successfully. participation in the exhibition/edited by A.D. Kopytova; Rossikaya akademiya obrazovaniya, Institut obrazovaniya Sibiri, Dal'nego Vostoka i Severa i dr. Novosibirsk: Izdatel'stvo SO RAN, [Russian Academy of Education, Institute of Education of Siberia, the Far East and North, etc. – Novosibirsk: Publishing House of the SO RAN, etc. Novosibinsk: Publishing House of the SO RAN], 2001, 199 p. (In Russian)

Korchak, Ya. Kak lyubit' rebenka [How to love a child/Pedagogical heritage]. M.: UFactoria, 2007, 384 p. (In Russian)

Berezhnova D.B. Organizatsiya obrazovatel'noy sredy na osnove istochnikov fonovogo znaniya [Organization of educational environment based on sources of background knowledge] Diss. on the juice. Degree of Cand. пед. sciences. Krasnodar, 2003, 206 p. (In Russian)

Tagarov B.J. Vliyaniye tsifrovoy ekonomiki na gosudarstvennuyu zanyatost' v usloviyakh ekonomicheskogo neravenstva mezhdu territoriyami [Impact of Digital Economy on Public Employment in Terms of Economic Inequality Between Territories]. Izvestiya Baikal’skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Baikal State University]. 2019, vol. 29, no. 3, pp. 388–395. (In Russian)

Kharlamova Elena. Elektronnoye obrazovaniye: novyye tekhnologii na sluzhbe pedagogicheskoy deyatel'nosti [Electronic education: new technologies for the service of pedagogical activity]. Available at: https://www.kv.by/blog/users/kharlamovae83/1053042-elektronnoe-obrazovanie-novye-tehnologii-na-sluzhbe-pedagogicheskoy. (accessed: 15.06.2020).

Wissema, J.G. Universitet tret'yego pokoleniya: Upravleniye universitetom v perekhodnyy period [Third Generation University: University Administration in Transition: per. From English]. M.: Olympus Business, 2016, 432 p. (in England)

Ustyuzhanina E.V., Evsyukov S.G. Tsifrovizatsiya obrazovatel'noy sredy: vozmozhnosti i ugrozy [Digitalization of the educational environment: opportunities and threats. Vestnik REA im. G.V. Plekhanov [Bulletin of the REA im. G.V. Plekhanov]. 2018, no. 1 (97), рр. 3-12. (In Russian)

Study of the Russian market of online education and educational technologies. Available at: https : //edmarket.digital. (accessed: 15.03.2018). Issledovanie rossiyskogo rynka onlayn-obrazovaniya i obrazovatel'nykh tekhnologiy. Available at: https: //edmarket.digital/. (accessed: 15.03.2018).

Shcherbakova, T.N. K voprosu o strukture obrazovatel'noy sredy obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [To the question of the structure of the educational environment of educational institutions]. Molodoy uchenyy [Young scientist]. 2012, no. 5 (40), рр. 545-548. (In Russian)

Список литературы

Тарасов, С.В. Образовательная среда: понятия, структура, типология / С.В. Тарасов // Вестник ЛГУ (Ленинградского государственного университета) им. А.С. Пушкина. – 2011. – № 3. – С.133–138.

Образовательная среда и средства обучения [Электронный ресурс]. – Образовательный процесс в профессиональном образовании. – Режим доступа: https://studme.org/248451/pedagogika/obrazovatelnaya_sreda_sredstva_obucheniya_informatsionno_kommunikatsionnye_tehnologii_obrazovatelnom_pr. – Дата доступа: 10.06.2020.

Образовательная среда [Электронный ресурс] – Педагогический терминологический словарь. – Режим доступа: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/2178/. – Датадоступа: 10.06.2020.

Ткаченко, Н.Н. Типология образовательных сред в современной педагогической психологии / Н.Н. Ткаченко // Страховские Чтения. – 2018. – Выпуск 26. – С. 319–324.

Панов, В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения / В.И. Панов // Психологическая наука и образование. – 2001. – Том 6. – №2. – С. 14–20.

Цифровая образовательная среда [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. Информационно-аналитический журнал. – Режим доступа: https://akvobr.ru/cifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_ehto.html. – Дата доступа: 18.06.2020.

Черник, Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках: науч.-практ. пособие для формирования выст. культуры, освоения приемов и навыков успеш. участия в выст. / под ред. А.Д. Копытова; Рос. акад. образования, Ин-т образования Сибири, Дал. Востока и Севера и др. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. – 199 с.

Корчак, Я. Как любить ребенка / Педагогическое наследие. – М.: У- Фактория, 2007. – 384 с.

Бережнова, Д.Б. Организация образовательной среды на основе источников фонового знания : дисс. … канд. пед. наук. / Д.Б. Бережнова. – Краснодар, 2003. – 206 с.

Тагаров, Б.Ж. Влияние цифровой экономики на занятость населения в условиях с экономического неравенства между территориями / Бато Жаргалович Тагаров // Известия Байкальского государственного университета = Вестник Байкальского государственного университета. – 2019. – Т. 29, № 3. – С. 388–395.

Харламова, Елена. Электронное образование: новые технологии на службе педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Елена Харламова. – Режим доступа: https://www.kv.by/blog/users/kharlamovae83/1053042-elektronnoe-obrazovanie-novye-tehnologii-na-sluzhbe-pedagogicheskoy. – Дата доступа: 15.06.2020.

Виссема, Й.Г. Университет третьего поколения: Управление университетом в переходный период: пер. с англ. / Й.Г. Виссема. – М. : Олимп-Бизнес, 2016. – 432 с.

Устюжанина, Е.В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы / Е.В. Устюжанина, С.Г. Евсюков // Вестник Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. – 2018. – № 1 (97). – С. 3–12.

Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edmarket.digital/ – Дата доступа: 15.06.2020.

Щербакова, Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений / Т.Н. Щербакова // Молодой ученый. – 2012. – № 5 (40). – С. 545–548.

Downloads

Published

2020-12-28

Issue

Section

Pedagogical sciences