Проблема девиантного учебного поведения студентов учреждений высшего образования в условиях цифровой трансформации общества
Keywords:
цифровизация общества, цифровая трансформация, информационно-коммуникационное пространство, система образования, девиантное учебное поведение, норма, образовательная деятельностьAbstract
Статья посвящена рассмотрению актуальной педагогической проблемы предупреждения девиантного учебного поведения, распространенного среди студентов учреждений высшего образования. Автором анализируются условия существования в практике образовательной деятельности обучаемых списывания, подсказок, компиляции, плагиата и иных негативных форм учебного поведения, реализуемого в информационно-коммуникационном пространстве в условиях цифровой трансформации современного социума. Учет выводимых автором положений будет способствовать решению задач повышения качества профессиональной подготовки молодых специалистов в Республике Беларусь.
References
References
Dremova O.V. Kritika i opravdanie praktik akademicheskogo moshennichestva studentami [Criticizm and justification of students’ fraud]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2022, 39 p. (In Russian)
Latova N.V., Latov Y.V. Obman v uchebnom protsesse [Fraud in educational process]. Obshchestvennije nauki i sovremennost [Social Sciences and Modernity], 2007, no. 1, pp. 31-46. (In Russian)
Lozitskij V.L. Nekorrektnoje uchebnoe povedenije studentov uchrezhdenij vysshego obrazovanija i yego psihologo-pedagogicheskaya determinatsija [Incorrect learning behavior of students in institutions of higher education and its psychological and pedagogical determination]. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshei shkoly. Istoricheskie i psikhologo-pedagogicheskie nauki [Scientific papers of National Institute for Higher Education. Historical and psychological-pedagogical sciences]. Minsk, RIVSH, 2015, no. 15, pp. 303-307. (In Russian)
Lozitskij V.L. Nekorrektnoje uchebnoe povedenije studentov uchrezhdenij vysshego obrazovanija kak psihologo-pedagogicheskij phenomen [Incorrect learning behavior of students in institutions of higher education as a psychological and pedagogical phenomenon]. Adukatsy’ja i Vy’havannje [Education and Upbringing], 2016, no. 5, pp. 56-60. (In Russian)
Medvedskaja E.I. Spisy’vanije:boriba ili poisk aliternativy’ [Cheating: struggles or looking for an alternative]. Adukatsy’ja i Vy’havannje [Education and Upbringing], 2013, no. 5, pp. 83-86. (In Russian)
Monahov V.N. SMI I Internet: probljemy‘ pravovogo regulirovanija [Mass Media: problems of legal regulation]. Moskau, Ecoprint, 2003, 320 p. (In Russian)
Nikitov A.V. Uchimsja bez shporgalok. Kak sdelat’ samostoyatel’nuju rabotu studentov samostojatel’noj [Study without cheat sheets. How to organize students’ independent work]. Platnoje obrazovanije [Fee-paid education], 2006, no. 9 (47), pp. 20-23. (In Russian)
Punchik V.N. Plagiat kak phenonmen informatsionnogo obshchestva [Plagiarism as a phenomenon of information society]. Adukatsy’ja i Vy’havannje [Education and Upbringing], 2015, no. 8, pp. 55-62. (In Russian)
Radaev V.V., Chirikov I.S. Otnoshenie studentov i prepodavatelej k nakazanijam za plagiat i spisy’vanije [Students’ and educators’ attitudes to the punishments for plagiarism and cheating]. Studencheskaia zhizn' v GU VShE : rezul'taty sotsiologicheskikh issledovanii [Student life at HSE: results of sociological research]. Moscow, State University Higher School of Economics, 2006, pp. 10-24. (In Russian)
Sivak E.V. Prestuplenije v auditoria. Determinanty’ nechestnogo povjedjenija studentov (plagiat i spisy’vanije) [Crime in the audience. Determinations of dishonest behavior of students (plagiarism and cheating)]. Moscow, State University Higher School of Economics, 2006, 44 p. (In Russian)
Shmeljova E.D., Semenova T.I. Akadjemichejeskoje moshennichjestvo studentov, uchebnaja motivatsy’ja vs obrazovatjel’naja srjeda [Students’ academic fraud, academic motivation vs educational environment]. Voprosy’ obrazovanija [Issues of education], 2019, no. 3, pp. 101-129. (In Russian)
Список литературы
Дремова, О. В. Критика и оправдание практик академического мошенничества студентами : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. В. Дремова ; НИУ ВШЭ. – Москва, 2022. – 39 с.
Латова, Н. В. Обман в учебном процессе / Н. В. Латова, Ю. В. Латов // Общественные науки и современность. – 2007. – № 1. – С. 31–46.
Лозицкий, В. Л. Некорректное учебное поведение студентов учреждений высшего образования и его психолого-педагогическая детерминация / В. Л. Лозицкий // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. : в 2 ч. / Респ. ин-т высш. школы ; под ред. В.Ф. Беркова. – Минск : РИВШ, 2015. – Вып. 15, ч. 2. – С. 303–307.
Лозицкий, В. Л. Некорректное учебное поведение студентов учреждений высшего образования как психолого-педагогический феномен / В. Л. Лозицкий // Адукацыя і выхаванне. – 2016. – № 5. – С. 56–60.
Медведская, Е. И. Списывание: борьба или поиск альтернативы / Е. И. Медведская // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – № 5. – С. 83–86.
Монахов, В. Н. СМИ и Интернет : проблемы правового регулирования / В. Н. Монахов. – М. : Экопринт, 2003. – 320 с.
Никитов, А. В. Учимся без шпаргалок. Как сделать самостоятельную работу студентов действительно самостоятельной / А. В. Никитов // Платное образование. – 2006. – № 9 (47). – С. 20–23.
Пунчик, В. Н. Плагиат как феномен информационного общества / В. Н. Пунчик // Адукацыя і выхаванне. – 2015. – № 8. – С. 55–62.
Радаев, В. В. Отношение студентов и преподавателей к наказаниям за плагиат и списывание / В. В. Радаев, И. С. Чириков // Студенческая жизнь в ГУ ВШЭ : результаты социологических исследований : сб. статей / отв. ред. В. В. Радаев. – М. : ГУ ВШЭ, 2006. – С. 10–24.
Сивак, Е. В. Преступление в аудитории. Детерминанты нечестного поведения студентов (плагиата и списывания) / Е. В. Сивак. – М. : ГУ ВШЭ, 2006. – 44 с.
Шмелева, Е. Д. Академическое мошенничество студентов, учебная мотивация vs образовательная среда / Е. Д. Шмелева, Т. И. Семенова // Вопросы образования. – 2019. – № 3. – С. 101–129.