Феноменологические черты цифровизации образования как одного из детерминирующих факторов инновационного развития социума в Республике Беларусь

Authors

  • В.Л. Лозицкий Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь; Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Keywords:

цифровизация социума, система образования, цифровая трансформация образования, информационно-коммуникационное пространство, технологизация образования

Abstract

Цель – выявление феноменологических характеристик процесса цифровизации образовательной сферы, представляемого в качестве одного из факторов, которые определяют инновационное развитие современного общества в Республике Беларусь, становление и развитие экономики знаний и человеческого капитала. 

Материалы и методы. При написании статьи использована источниковедческая база, в рамках которой для изучения представлены научные публикации по проблематике исследования, а также положения Концепции цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 гг. В исследовании использованы методы: контент-анализ источников, сравнительно-сопоставительный метод.

Результаты. В ходе исследования выявлены феноменологические черты цифровизации образования, которые в условиях технологизации позволяют рассматривать цифровую трансформацию данной сферы в качестве одного из детерминирующих факторов высокотехнологичного развития современного социума.

Заключение. Цель исследования достигнута. Выявлены основные характеристики цифровизации образования, позволяющие в их диалектическом единстве определять изучаемое явление как сложный и многоаспектный социально-культурный феномен, являющийся предметом исследования автора данной статьи применительно к проблематике обеспечения преемственности на системных уровнях образовательной сферы.

Author Biography

В.Л. Лозицкий, Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь; Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры экономики и бизнеса; докторант

References

References

Alexankov A. M. Chetvertaia promyshlennaia revoliutsiia i modernizatsiia obrazovaniia: mezhdunarodnyi opyt [Fourth Industrial Revolution and Education Modernization: International Experience]. Strategicheskie prioritety [Strategic Priorities], 2017, no. 1, рр. 53–70 (In Russian)

Bogush V. A., Shneiderov E. N. Tsifrovizatsiia obrazovaniia: problemy, vyzovy i perspektivy [Digitalization of education: problems, challenges and prospects]. Adukacyja i vyhavanne [Education and upbringing], 2021, no. 1, рр. 14–21 (In Russian)

Butina E. A. Tsifrovizatsiia obrazovatel'nogo prostranstva: riski i perspektivy [Digitalization of the educational space: risks and prospects]. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire [Professional education in the modern world], 2020, no. 10 (2), рр. 3695–3701 (In Russian)

Vorohobov A. V. Tsifrovizatsiia obrazovaniia: aktual'nye trendy i filosofsko-metodologicheskie problemy [Digitalization of education: current trends and philosophical and methodological problems]. Iuridicheskaia nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii [Legal science and practice: journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia], 2020, no. 1 (49), рр. 220–222 (In Russian)

Gladilina I. P., Ermakova I. G. Tsifrovaia transformatsiia obrazovaniia: zarubezhnyi i otechestvennyi opyt [Digital transformation of education: foreign and domestic experience]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern Pedagogical Education], 2021, no. 3, рр. 8–12 (In Russian)

Emelyanovich I. N. EdTech: imperativ budushchego [EdTech: the imperative of the future]. Nauka i innovatsii [The Science and Innovations], 2022, no. 5 (231), рр. 32–34 (In Russian)

Ermalinskaya N. V., Filchuk T. G., Buzov K. V. Tsifrovaia transformatsiia sistemy vysshego obrazovaniia Respubliki Belarus': sotsial'no-psikhologicheskii aspekt [Digital transformation of the higher education system of the Republic of Belarus: socio-psychological aspect]. Mentalitet slavian i integratsionnye protsessy: istoriia, sovremennost', perspektivy : materialy XI Mezhdunar. nauch. konf. [The mentality of the Slavs and integration processes: history, modernity, prospects: materials of the XI Intern. scientific conf.]. Ed. Kirienko V.V. Gomel, Sukhoi state technical university of Gomel, 2019, pp. 105–108. (In Russian)

Zhuk О. L. Predprinimatel'skaia transformatsiia universitetov v usloviiakh chetvertoi promyshlennoi revoliutsii [Entrepreneurial transformation of universities in terms of the fourth industrial revolution]. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Zhurnalistika. Pedagogika [Journal of the Belarusian State University. Journalism and Pedagogics], 2019, no. 1, рр. 108–116 (In Russian)

Kovalev M. M. Obrazovanie dlia tsifrovoi ekonomiki [Education for the Digital Economy]. Tsifrovaia transformatsiia [Digital transformation], 2018, no. 1 (2), рр. 37–42 (In Russian)

Kondakov A. M. Obrazovanie v epokhu chetvertoi promyshlennoi revoliutsii [Education in the era of the fourth industrial revolution]. Vesti obrazovaniia [Lead education], 2017, no. 9, рр. 22–31 (In Russian)

Korzina M. I. Rol' obrazovaniia v epokhu chetvertoi promyshlennoi revoliutsii (sotsial'no-filosofskii analiz) [Role of education in the fourth industrial revolution (social-philosophical analysis)]. Manuskript [Manuscript], 2020, no. 13 (10), рр. 186–192 (In Russian)

Lis P.A. Problemy transformatsii obrazovaniia v kontekste tsifrovoi ekonomiki [Problems of transformation of education in the context of the digital economy]. Tsifrovaia transformatsiia obrazovaniia : nauch.-prakt. konf. [Digital transformation of education: scientific and practical. conf.]. Minsk, GIAC Ministry of Education, 2018, pp. 461–464. (In Russian)

Prytkov V. A., Shneiderov E. N., Migalevich S. A. Global'naia tsifrovaia transformatsiia [Global digital transformation]. Nauka i innovatsii [The Science and Innovations], 2020, no. 6 (208), рр. 30–32 (In Russian)

Rabinovich P. D., Zavedensky K. E., Kushnir M. E., Khramov Yu. E., Melik-Parsadanov A. R. Tsifrovaia transformatsiia obrazovaniia: ot izmeneniia sredstv k razvitiiu deiatel'nosti [Digital transformation of education: from change of means to development of activities]. Informatika i obrazovanie [Computer science and education], 2020, no. 5 (314), рр. 4–14 (In Russian)

Titarenko L. G. Vliianie tsifrovizatsii na uchebno-vospitatel'nyi protsess: perspektivy i riski [The impact of digitalization on the educational process: prospects and risks]. Vyshjejshaja shkola [Higher school], 2022, no. 1, рр. 5–7 (In Russian)

Uvarov A. Yu., Gable E., Dvoretskaya I.V., Zaslavsky I. M., Karlov I. A., Mertsalova T. A., Sergomanov P. A., Frumin I. D. Trudnosti i perspektivy tsifrovoi transformatsii obrazovaniia gidribiontov [Difficulties and prospects of digital transformation of education]. Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 2019. 342 р. (In Russian)

Choshanov M. A. E-didaktika: Novyi vzgliad na teoriiu obucheniia v epokhu tsifrovykh tekhnologii [E-didactics: A new look at the theory of learning in the age of digital technologies]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational technologies and society], 2013, vol. 16, no. 3, рр. 684–696 (In Russian)

Shauliakova­Barzenka I.L. Konvergentnye protsessy v obrazovanii: istoki, faktory, dinamika [Convergent processes in education: origins, factors, dynamics]. Universitetskii pedagogicheskii zhurnal [University Pedagogical Journal], 2022, no. 2, рр. 3–10 (In Russian)

Shauliakova­Barzenka I.L. Ot «lampovoi» shkoly k «tsifrovoi»: opyt sovershenstvovaniia obrazovatel'noi sredy v raznykh stranakh mira [From "lamp" school to "digital": experience of improving the educational environment in different countries of the world]. Vesnik adukacyi [Herald of education], 2022, no. 3, рр. 7–18 (In Russian)

Shauliakova­Barzenka I.L. Ot «lampovoi» shkoly k «tsifrovoi»: opyt sovershenstvovaniia obrazovatel'noi sredy v raznykh stranakh mira [From "lamp" school to "digital": experience of improving the educational environment in different countries of the world]. Vesnik adukacyi [Herald of education], 2022, no. 4, рр. 9–14 (In Russian)

Kontseptsiya tsiphrovoy transphormatsii protsessov v sisteme obrazovaniya Respubliki Belarus' na 2019–2025 gg. [The concept of digital transformation of processes in the education system of the Republic of Belarus for 2019–2025]. Gosudarstvennoye uschrejdeniye obrazovaniya «Minskiy gorodskoy institut razvitiya obrazovaniya» [State Educational Institution «Minsk city institute for the development of education»]. (In Russian). Available at: http://iso.minsk.edu.by/main.aspx?guid=34963 (accessed: 28.04.2023).

Список литературы

Алексанков, А. М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт / А. М. Алексанков // Стратегические приоритеты. – 2017. – № 1. – С. 53–70.

Богуш, В. А. Цифровизация образования: проблемы, вызовы и перспективы / В. А. Богуш, Е. Н. Шнейдеров // Адукацыя і выхаванне. – 2021. – № 1. – С. 14–21.

Бутина, Е. А. Цифровизация образовательного пространства: риски и перспективы / Е. А. Бутина // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – № 10 (2). – С. 3695–3701.

Ворохобов, А. В. Цифровизация образования: актуальные тренды и философско-методологические проблемы / А. В. Ворохобов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2020. – № 1 (49). – С. 220–222.

Гладилина, И. П. Цифровая трансформация образования: зарубежный и отечественный опыт / И. П. Гладилина, И. Г. Ермакова // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 3. – С. 8–12.

Емельянович, И. Н. EdTech: императив будущего / И. Н. Емельянович // Наука и инновации. – 2022. – № 5 (231). – С. 32–34.

Ермалинская, Н. В. Цифровая трансформация системы высшего образования Республики Беларусь: социально-психологический аспект / Н. В. Ермалинская, Т. Г. Фильчук, К. В. Бузов // Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы : материалы XI Междунар. науч. конф., Гомель, 23–24 мая 2019 г. / М-во образования Респ. Беларусь [и др.] ; под общ. ред. В. В. Кириенко. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2019. – С. 105–108.

Жук, О. Л. Предпринимательская трансформация университетов в условиях четвертой промышленной революции / О. Л. Жук // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. – 2019. – № 1. – С. 108–116.

Ковалев, М. М. Образование для цифровой экономики / М. М. Ковалев // Цифровая трансформация. – 2018. – № 1 (2). – С. 37–42.

Кондаков, А. М. Образование в эпоху четвертой промышленной революции / А. М. Кондаков // Вести образования. – 2017. – № 9. – С. 22–31.

Корзина, М. И. Роль образования в эпоху четвертой промышленной революции (социально-философский анализ) / М. И. Корзина // Манускрипт. – 2020. – № 13 (10). – С. 186–192.

Лис, П. А. Проблемы трансформации образования в контексте цифровой экономики / П. А. Лис // Цифровая трансформация образования : науч.-практ. конф. : электронный сборник тезисов. – Минск : ГИАЦ Минобразования, 2018. – С. 461–464.

Прытков, В. А. Глобальная цифровая трансформация / В. А. Прытков, Е. Н. Шнейдеров, С. А. Мигалевич // Наука и инновации. – 2020. – № 6 (208). – С. 30–32.

Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности / П. Д. Рабинович [и др.] // Информатика и образование. – 2020. – № 5 (314). – С. 4–14.

Титаренко, Л. Г. Влияние цифровизации на учебно-воспитательный процесс: перспективы и риски / Л. Г. Титаренко // Вышэйшая школа. – 2022. – № 1. – С. 5–7.

Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Уваров А. Ю. [и др.] ; под редакцией А. Ю. Уварова, И Д. Фрумина. – Москва : Издательский дом Высшей шк. экономики, 2019. – 342 с.

Чошанов, М. А. E-дидактика: Новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий / М. А. Чошанов // Образовательные технологии и общество. – 2013. – Т. 16, № 3. – С. 684–696.

Шевлякова¬Борзенко, И. Л. Конвергентные процессы в образовании: истоки, факторы, динамика / И. Л. Шевлякова¬Борзенко // Университетский педагогический журнал. –2022. – № 2. – С. 3–10.

Шевлякова¬Борзенко, И. Л. От «ламповой» школы к «цифровой»: опыт совершенствования образовательной среды в разных странах мира / И. Л. Шевлякова-Борзенко // Веснік адукацыі. – 2022. – № 3. – С. 7–18.

Шевлякова¬Борзенко, И. Л. От «ламповой» школы к «цифровой»: опыт совершенствования образовательной среды в разных странах мира / И. Л. Шевлякова-Борзенко // Веснік адукацыі. – 2022. – № 4. – С. 9–14.

Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 гг. / Государственное учреждение образования «Минский городской институт развития образования» Государственное учреждение образования «Минский городской институт развития образования» // Центр информационных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iso.minsk.edu.by/main.aspx?guid=34963. – Дата доступа: 28.04.2023.

Downloads

Published

2023-12-21

Issue

Section

Pedagogical sciences