Проблема меры в стратегии повышения привлекательности национальной валюты

Авторы

  • А.А. Минченко Гомельский филиал УО Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО», г. Гомель, Республика Беларусь
  • Н.А. Минченко Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
  • О.А. Золотарева Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Ключевые слова:

доверие к национальной валюте, деньги, ликвидность, предпочтение ликвидности, денежно-кредитная политика, рациональное поведение, иррациональное поведение, национальное богатство, человеческий капитал

Аннотация

Цель – определить факторы и условия привлекательности национальной валюты.

Материалы и методы. Теоретической базой исследования послужили работы зарубежных и отечественных экономистов, посвященные проблеме доверия к национальным валютам. Авторы также руководствовались Стратегией повышения доверия к национальной валюте до 2035 года, разработанной Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком. Применены методы наблюдения, анализа и синтеза, классификации, аналогии, абстрагирования, обобщения.

Результаты. Показано, что укрепление национальной валюты не является самоцелью, необходимо создать условия свободного плавания национальной валюты, что сделает, в свою очередь, возможным осуществление дискреционной монетарной политики. В качестве промежуточной цели поставлена задача фиксации национальной валюты в качестве абсолютной ликвидности посредством ее обратимости и обращаемости в трех измерениях: в экономическом прошлом – для оценки накопленного ранее национального богатства, основным элементом которого является человеческий капитал; в экономическом настоящем – для измерения потоковых показателей; а экономическое будущее должно быть прозрачным и долговременным. Расширена классификация типичного поведения субъектов хозяйствования в экономике. Через призму дилеммы «доходность - ликвидность» выявлены концептуальные нюансы рационального и иррационального поведения. Показано, что деньги имеют природу ликвидного поля и не всегда связаны с определенным денежным материалом. Посредством различного рода инструментов свойство ликвидности можно индуцировать и тем активам, которые в юридическом смысле деньгами не являются. Предложено посредством измерения спроса на ликвидные товары выявлять, в какой фазе делового цикла находятся массовые ожидания субъектов экономики.

Заключение. Сформировать доверие к национальной валюте и индуцировать ей свойства абсолютной ликвидности можно лишь придав отечественным деньгам способность быть сквозными и транспарентными как в экономическом прошлом (способность оценивать накопленное национальное богатство), так и в экономическом будущем (сфера массовых ожиданий и оценок).

Биографии авторов

А.А. Минченко, Гомельский филиал УО Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО», г. Гомель, Республика Беларусь

старший преподаватель кафедры экономики и информационных технологий

Н.А. Минченко, Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

студент

О.А. Золотарева, Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры банкинга и финансовых рынков, проректор по учебной работе

Библиографические ссылки

Подходы Национального банка Республики Беларусь к повышению доверия к белорусскому рублю. Выступление заместителя Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь С.В. Калечица на Международном форуме высокого уровня, посвященном вопросам повышения доверия к национальным валютам 1 ноября 2019 года, г. Минск / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/top/pdf/podhody-nbrb-k-povysheniyu-doveriya-k-rublyu-2019.pdf.

О Стратегии повышения доверия к национальной валюте до 2035 года. Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 3 января 2020 г. № 1/1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – https://www.nbrb.by/publications/povysheniya-doveriya-k-nacionalnym-valyutam/s_220.pdf.

Хэммонд, Дж. Практика инфляционного таргетирования / Дж. Хэммонд. – Банк Англии. Руководство ЦИДЦБ № 29 – Редакция от февраля 2012 г. – 48 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – https://docplayer.com/26500495-Centr-issledovaniy-deyatelnosti-centralnyh-bankov-rukovodstvo-29-praktika-inflyacionnogo-targetirovaniya.html

Кейнс, Дж. М. Избранные произведения ; пер. с англ. / Дж. М. Кейнс. – М.: Экономика, 1993. – С. 543.

References

Podhody Nacional'nogo banka Respubliki Belarus' k povysheniyu doveriya k belorusskomu rublyu. Vystuplenie zamestitelya Predsedatelya Pravleniya Nacional'nogo banka Respubliki Belarus' S.V. Kalechica na Mezhdunarodnom forume vysokogo urovnya, posvyashchennom voprosam povysheniya doveriya k nacional'nym valyutam 1 noyabrya 2019 goda, g. Minsk [Approaches of the National Bank of the Republic of Belarus to increasing confidence in the Belarusian ruble. Speech by the Deputy Chairman of the Board of the National Bank of the Republic of Belarus S.V. Kalechitsa at the High-Level International Forum on Building Confidence in National Currencies November 1, 2019, Minsk]. Nacional'nyj bank Respubliki Belarus' (In Russian). Available at: https://www.nbrb.by/top/pdf/podhody-nbrb-k-povysheniyu-doveriya-k-rublyu-2019.pdf

O Strategii povysheniya doveriya k nacional'noj valyute do 2035 goda. Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus' i Nacional'nogo banka Respubliki Belarus' ot 3 yanvarya 2020. № 1/1 [On the Strategy for increasing confidence in the national currency until 2035. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus and the National Bank of the Republic of Belarus dated January 3, 2020 No. 1/1]. (In Russian)Available at: https://www.nbrb.by/publications/povysheniya-doveriya-k-nacionalnym-valyutam/s_220.pdf/

Hemmond Dzh. Praktika inflyacionnogo targetirovaniya [The practice of inflation targeting]. Bank Anglii. Rukovodstvo CIDCB № 29 – Redakciya ot fevralya 2012, 48 p. (In Russian). Available at: https://docplayer.com/26500495-Centr-issledovaniy-deyatelnosti-centralnyh-bankov-rukovodstvo-29-praktika-inflyacionnogo-targetirovaniya.html.

Kejns Dzh. M. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. M.: Ekonomika, 1993, 543p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2022-06-29

Как цитировать

Минченко, А., Минченко, Н., & Золотарева, О. (2022). Проблема меры в стратегии повышения привлекательности национальной валюты. Экономика и банки, (1), 12-20. извлечено от https://ojs.polessu.by/EB/article/view/1611

Выпуск

Раздел

Финансы, денежное обращение и кредит