Сущность и содержание налоговой стратегии организации

Авторы

  • И.А. Конончук Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Ключевые слова:

стратегия, план, программа, модель, финансовая стратегия, налоговая стратегия, налоговые решения, функционально-налоговая среда, оптимизация налогов, управленческие действия

Аннотация

Цель – рассмотрение различных точек зрения на сущность «стратегии», критическая оценка представленных воззрений, описание авторского видения содержания налоговой стратегии организации, представление научному обществу на его объективный и справедливый суд авторского определения понятия «налоговая стратегия организации».

Материалы и методы. Теоретической и методологической базой научной статьи стали важнейшие результаты исследований зарубежных и отечественных ученых в области стратегического управления и финансовой стратегии. Применены следующие методы: анализ и синтез, дедукция, обобщение.

Результаты. В статье систематизированы взгляды ученых на понятие «стратегия» с оценкой их возможностей и ограничений использования как концептуальной основы обоснования авторской позиции; аргументированы важнейшие сущностные характеристики налоговой стратегии организации и раскрыто их содержательное функциональное предназначение; сформулировано авторское определение налоговой стратегии организации с описанием его структурных компонентов.

Заключение. Достижение налоговой стратегией цели – построение эффективной системы взаимоотношений плательщика и государства по уплате налогов – обеспечивается использованием возможностей и ограничений как налогового законодательства, так и иных факторов внешней и внутренней среды жизнедеятельности организации, которые оказывают влияние на налоговые потоки, с одной стороны, и реагируют на условия действующего налогового законодательства через адаптивный механизм, с другой стороны. В условиях множества налоговых решений, отражающих налоговые последствия принятия альтернативных вариантов развития финансово-хозяйственных операций в результате взаимодействия множества факторов функционально-налоговой среды, выполняются действия, критерием отбора которых выступают целевые ориентиры развития субъекта хозяйствования.

Биография автора

И.А. Конончук, Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

канд. экон. наук, доцент 

Библиографические ссылки

Большой экономический словарь / Под ред. А. Н.Азрилияна. – 6-е изд., доп. – М. : Институт новой экономики, 2004. – 1376 с.

Словарь современных экономических и правовых терминов / В. Н. Шимов [и др.] ; под ред. В. Н. Шимова и В.С. Каменкова. – Минск : Амалфея, 2002. – 816 с.

Мескон, М. Х. Основы менеджмента ; пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: «Дело», 1993. – 702 с.

Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер ; пер. с англ.Т. Виноградова, А. Вихрова, Т. Принцева. – 10-е изд. – СПб. : ПИТЕР, 2003. – 752 с.

Фридаг, Хервиг Р. Сбалансированная система показателей / Хервиг Р. Фридаг, Вальтер Шмидт ; пер. с нем. М.В. Лапшинова. – Москва: Издательство «Омега –Л», 2006. – 144 с.

Мак-Кин, Д. Стратегии / Д. Мак-Кин. – М. : Дело и Сервис, 2010. – 247 с.

Chandler, Alfred Dupont. Strategy and Structure : Chapters in the History of the Industrial Enterprise / Alfred D. Chandler. MIT Press: Cambridge, 1969 (электронный вариант)

О'Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход : научное издание / Дж. О'Шонесси ; пер. с англ Д.О. Ямпольская. – СПб. : Питер, 2001. – 864 с.

Historical Evolution of Strategic Management. Edition By Peter McKiernan. Andrews K.R. The Concept of Corporate Strategy. Dow Jones-Irwin: Homewood, IL (электронный вариант)

Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга ; пер. с нем./ Д. Хан ; под ред. и с предисл. А.А. Турчака. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 800 с.

Томпсон-мл. Артур, А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание : пер. с англ. / А. А.Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 928 с.

Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – СПб. : Питер КОМ, 1999. – 416 с.

Stener, G. Management Policy and Strategy: Text, Reading and Cases / G.Stener, D.Miner. – N.Y.: Macmillan Publ Co.1977. – 101 p. (электронный вариант)

Бест, М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития / М. Бест. – М.:ТЕИС, 2002. – 366 с.

Милгром, П. Экономика, организация и менеджмент : в 2-х т. Т.1 / П. Милгром, Дж. Робертс ; пер. с англ. И.И. Елисеева, В.Л. Тамбовцев. – СПб. : Экономическая школа, 2001. – 422 с.

Брег, Стивен. Настольная книга финансового директора / Стивен Брег ; пер. с англ. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 532 с.

Портер, Майкл Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер ; пер. с англ. : И. Минервин. – 2-е издание. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. – 454 с.

Джонсон, Дж. Корпоративная стратегия : научное издание / Дж. Джонсон, К. Шоулз, Р. Уиттингтон ; пер. с англ. А.Ю. Заякин. – 7-е изд. – М. ; СПб. ; Киев : ИД Вильямс, 2007. – 800 с.

Уолкер-младший, О. Маркетинговая стратегия. Курс МВА : учебное пособие / О. Уолкер-младший [и др.] ; пер. с англ. : И. Клюева. – М. : Вершина, 2006. - 496 с.

Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Издательство «Питер». – 2000. – 336 с.

Кэмпбел, Дэвид. Стратегический менеджмент : учебник / Д. Кэмпбел, Д. Стоунхаус, Б. Хьюстон ; пер. с англ. Н. И. Алмазова. – М. : Проспект, 2003. – 336 с.

Градов, А. П. Экономическая стратегия фирмы / под ред. Градова А.П. – СПб.: Специальная литература, 1995. – 589 с.

Портных, В. В. Стратегия бизнеса / В. В. Портных. – 4-е изд.. – М. : Дашков и К*, 2021. – 274 с.

Управление фирмой на основе разработки стратегий ее развития : научное издание / А. Н. Асаул, [и др.] ; ред. д.э.н., проф. А. Н. Асаул ; Международная академия менеджмента. – СПб. : Международная академия менеджмента, 2003. - 174 с.

Смирнова, Н. К. Реализация стратегий компаний: от простого к сложному : научно-популярная литература / Н. К. Смирнова, А.В. Фомина. – М. : Бератор-Паблишинг, 2008. – 224 с.

Бланк, И. А. Финансовая стратегия предприятия : научное издание / И. А. Бланк. – Киев : Ника-Центр ; [Б. м.] : Эльга, 2004. – 720 с.

Володько, О. В. Формирование и реализация стратегии устойчивого развития предприятия: теория и методология : монография / О. В. Володько. – Минск : Мисанта, 2006. – 217 с.

Верезубова, Т. А. Финансовая стратегия страховых организаций в условиях развития национальной экономики : монография / Т. А. Верезубова. – Минск : БГЭУ, 2015. – 185 с.

Хамел, Г. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Г. Хамел, К. К. Прахалад ; пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2014. – 288 с.

References

Bol'shoj ekonomicheskij slovar' [Large economic dictionary] Ed. A.N.Azriliyana. Moscow, 2004, 1376 p. (In Russian)

SHimov V.N., Tur A.N., Stahi N.V. et al. Slovar' sovremennyh ekonomicheskih i pravovyh terminov [Dictionary of modern economic and legal terms]. Ed. V.N. SHimova, V.S. Kamenkova. Minsk, Amalfeya, 2002, 816 p. (In Russian)

Meskon M.H., Al'bert M., Hedouri F. Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of Management]. Moscow, «Delo», 1993, 702 p. (In Russian)

Kotler F. Marketing menedzhment [Marketing management]. SPb. PITER, 2003, 752 p. (In Russian)

Fridag Hervig R. Sbalansirovannaya sistema pokazatelej [Balanced Scorecard]. Moscow, Izdatel'stvo «Omega –L», 2006, 144 p. (In Russian)

Mak-Kin D. Strategii [Strategies]. Moscow, Delo i Servis, 2010, 247 s. (In Russian)

Chandler Alfred Dupont. Strategy and Structure : Chapters in the History of the Industrial Enterprise MIT Press, Cambridge, 1969. (In English)

O'SHonessi Dzh. Konkurentnyj marketing: strategicheskij podhod [Competitive Marketing: A Strategic Approach]: nauchnoe izdanie SPb., Piter, 2001, 864 p. (In Russian)

Historical Evolution of Strategic Management. Edition By Peter McKiernan. Andrews K.R. The Concept of Corporate Strategy. Dow Jones-Irwin: Homewood, IL (In English)

Han D. Planirovanie i kontrol': koncepciya kontrollinga [Planning and control: the concept of controlling]. Moscow, Finansy i statistika, 1997, 800 p. (In Russian)

Tompson-ml. Artur A., Striklend III A., Dzh. Strategicheskij menedzhment: koncepcii i situacii dlya analiza [Strategic management: concepts and situations for analysis]. Moscow, Izdatel'skij dom «Vil'yams», 2007, 928 p. (In Russian)

Ansoff I. Novaya korporativnaya strategiya [New corporate strategy]. SPb., Piter KOM, 1999, 416 p. (In Russian)

Stener G., Miner D. Management Policy and Strategy: Text, Reading and Cases. N.Y.:Macmillan Publ Co.1977, 101 p. (In English)

Best M. Novaya konkurenciya. Instituty promyshlennogo razvitiya [New competition. Industrial Development Institutes]. Moscow, MTEIS, 2002, 366 p. (In Russian).

Milgrom P., Roberts Dzh. [Economics, organization and management]. SPb. : Ekonomicheskaya shkola, 2001, 422 p. (In Russian)

Breg Stiven. Nastol'naya kniga finansovogo direktora [CFO Handbook]. Moscow, Al'pina Biznes Buks, 2005, 532 p. (In Russian)

Porter, Majkl E. Konkurentnaya strategiya: metodika analiza otraslej i konkurentov [Competitive strategy: methodology for analyzing industries and competitors]. Moscow, Al'pina Biznes Buks, 2006, 454 p. (In Russian)

Dzhonson, Dzh. Korporativnaya strategiya [Corporate strategy] d. Moscow, SPb., Kiev : ID Vil'yams, 2007, 800 p. (In Russian)

Uolker mladshij O. et al. Marketingovaya strategiya [Marketing strategy]. Kurs MVA : uchebnoe posobie. Moscow, Vershina, 2006. 496 p. (In Russian).

Mincberg G., Al'strend B., Lempel Dzh. SHkoly strategij [Schools of strategy] / Per. s angl. YU.N. Kapturevskogo. SPb., Izdatel'stvo «Piter». 2000, 336 p. (In Russian)

Kempbel Devid, Stounhaus D., H'yuston B. Strategicheskij menedzhment [Strategic management]. Moscow, Prospekt, 2003, 36 p. (In Russian).

Gradov A.P. Ekonomicheskaya strategiya firmy [Economic strategy of the company]. SPb.: Special'naya literatura, 1995, 589 p. (In Russian)

Portnyh V.V. Strategiya biznesa [Business strategy]. Moscow, Dashkov i K*, 2021, 274 p. (In Russian)

Asaul A. N. et al. Upravlenie firmoj na osnove razrabotki strategij ee razvitiya [Management of a company based on the development of strategies for its development]. SPb. Mezhdunarodnaya akademiya menedzhmenta, 2003, 174 p. (In Russian)

Smirnova N.K., Fomina A.V. Realizaciya strategij kompanij: ot prostogo k slozhnomu [Implementation of company strategies: from simple to complex]. Moscow, Berator-Pablishing, 2008, 224 p. (In Russian)

Blank I.A. Finansovaya strategiya predpriyatiya [Financial strategy of the enterprise] Kiev, Nika-Centr. El'ga, 2004, 720 p. (In Russian)

Volod'ko O.V. Formirovanie i realizaciya strategii ustojchivogo razvitiya predpriyatiya: teoriya i metodologiya [Formation and implementation of a sustainable development strategy for an enterprise: theory and methodology] Minsk, Misanta, 2006, 217 p. (In Russian)

Verezubova T.A. Finansovaya strategiya strahovyh organizacij v usloviyah razvitiya nacional'noj ekonomiki [Financial strategy of insurance organizations in the context of national economic development. Minsk, BGEU, 2015,185 p. (In Russian)

Hamel G., Prahalad K.K. Konkuriruya za budushchee. Sozdanie rynkov zavtrashnego dnya [Competing for the future. Creating the markets of tomorrow] Moscow, ZAO «Olimp – Biznes», 2014, 288 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2024-08-07

Как цитировать

Конончук, И. (2024). Сущность и содержание налоговой стратегии организации. Экономика и банки, (1), 11-22. извлечено от https://ojs.polessu.by/EB/article/view/1882

Выпуск

Раздел

Финансы, денежное обращение и кредит