Стадиальность формирования рекреационного пространства и региональная структура туристского рынка Беларуси
Аннотация
В статье раскрываются ключевые понятия рекреационной географии (рекреационно-туристское пространство, рекреационный район) необходимые в практике прогнозирования регионального развития и территориальной организации туристского обслуживания. Особое внимание посвящено взаимообусловленности типов территориальной структуры и ранга развития туристских функций на разных стадиях формирования рекреационного пространства. Представлена системная концепция рекреационного района, особенности его внутренней и внешней структуры. Раскрыты структурные особенности объемов прямого и косвенного туристского потребления в секторах сферы туристских услуг Беларуси. С использованием методов регионального анализа показаны территориальные особенности развития основных параметров туристского сектора и предложена схема рекреационного районирования. The article describes the key concepts of recreational geography (recreational and camping area, recreation area) required in the practice of forecasting for regional development and territorial organization of tourist services. Special attention is devoted to the interdependence of the types of territorial structure and rank of tourist functions at different stages of formation of recreational space. Presented system concept recreational areas, especially its internal and external structure. Disclosed structural features volumes of direct and indirect tourism consumption in the sectors of the tourist services in Belarus. Using the methods of regional analysis shows the territorial characteristics of the basic parameters of the tourism sector and the scheme of recreational zoning.Библиографические ссылки
Преображенский, В.С. Основные концепции и модели рекреалогии / В.С. Преображенский, В.А. Квартальнов // Теоретические проблемы рекреационной географии. – М., 1989. – С. 14 – 19.
Александрова, А.Ю. Структура туристского рынка / А.Ю. Александрова. – М.: Пресс-Соло, 2002. – С. 235– 262.
Мироненко, Н.С. Смена парадигм в рекреационной географии / Н.С. Мироненко // Известия РАН. Сер. геогр. – 1998. – № 3. – С. 65 – 76.
Мажар, Л.Ю. Пространственно-временная организация туристско-рекреационной деятельности / Л.Ю. Мажар // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта – 2008. – Вып.1. – С. 100 – 104.
Liszewski, S. Przestrzeń turystyczna / S. Liszewski // Turyzm (Łodź), 1995. – t. 5. – z. 2. – S. 87–103.
Пирожник, И.И. Структурно-функциональные особенности рекреационного пространства и формирование туристского продукта Беларуси / И.И. Пирожник // Туризм и региональное развитие : сб. ст. / Смоленск. гуманитар. ун-т; Отв. ред. Л. Ю. Мажар. – Смоленск : Универсум, 2008. – С. 124–136.
Liszewski, S., aczwarow M. Istota i właściwości przestrzeni rekreacyjno-turystycznej / S. Liszewski, M. Baczwarow // Turyzm (Łodź), 1998. – t.8. – z. 1. – S. 39 – 67.
Pirozhnik, I. Functional features the recreational space and formation of a tourist product of Belarus / I. Pirozhnik // Conditions of the foreign tourism development in Central and Eastern Europe. Tourism in geographical environment. Red. J. Wyrzykowski, vol.10. – Wrocław: University of Wroclaw 2008. – P. 121 – 131.
Пирожник, И.И. Трансформация туристско-рекреационного пространства в эпоху глобализации / И.И. Пирожник // Туризм и региональное развитие. Сб. ст./Ред. Л.Ю. Мажар. Вып. 4. Смоленск, 2006. – С. 136 –138.
Bachvarov, M. Typy środowisk recepcyjnych turystyki – aspekt geograficzny/ M. Bachvarov // Turyzm (Łodź), 2006, t.16, z. 2. – S. 21 – 30.
Sharpley, R. Turystyka a środowisko /Red. L. Pender, R. Sharpley // Zarządzanie turystyką. – Warszawa, PWE, 2008. – S. 313 – 330.
Goodwin, H. Etyka w zarządzaniu // Zarządzanie turystyką /Red. Pender L., Sharpley R. Warszawa, PWE, 2008. – S. 346 – 363.
Liszewski, S. Przestrzenie turystyki i ich transformacja we współczesnym świecie / S. Liszewski // Turyzm (Łodź), 2006, t.16, z. 2. – S. 7 – 19.
Пирожник, И.И. Территориальная структура туристского обслуживания в СССР и тенденции его развития / И.И. Пирожник // Известия. Всесоюз. Географ. Общества. – 1990. –Т. 122. –Вып. 1. – С. 86 – 94.
Пирожник, И.И. Международный туризм в мировом хозяйстве / И.И. Пирожник. – Минск : БГУ, 1996. – С. 15 – 24.
Aleksandrova, A. Tourism clustering in Russia and abroad / A. Aleksandrova // Turyzm (Łodź), 2007. – t.17. – z. 1–2. – S. 19 – 42.
Pirożnik, I.I. Spoleczno-geograficzne tendencje rozwoju i przestrzenneej organizacji zagospodarowania turystycznego / I.I. Pirożnik. – Sosnowiec: Uniwersytet Slaski, 1992. – S.174 – 203.
Туризм и туристские ресурсы в Республике Беларусь. Стат. сб. / Ред. В.И. Зиновский. – Минск : Национальный статистический комитет РБ, 2014. – 104 с.
Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа, 2008 г. – Нью-Йорк, ООН, 2010. – С. 10 – 22.
Travel&Tourism. Economic impact, 2014. Belarus. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.wttc.org/-/economic_impact_research/countries/belarus/2015. P.7-12 – Дата доступа 12.10.2015.
Pirozhnik, I. Services of sanatorium and spa treatment in the tourist 52roduct of Belarus / I. Pirozhnik // Tourism role in the regional economy, vol 5. Health, wellness & spa tourism as the regional product – Theory and Practice. Editors: J. Marak, J. Wyrzykowski, M. Szymczak. – Wrocław: University of usiness in Wroclaw, 2014. – P. 224 – 240.
Туристская энциклопедия Беларуси / Отв. Ред. И.И. Пирожник. – Минск : БелЭн, 2007. – 648 с.
Пирожник, И.И. Туристские миграции в трансграничном регионе как фактор активизации экономического сотрудничества (на примере белорусско-польского пограничья) / И.И. Пирожник // Проблемы без-
опасности российского общества. – 2015. – № 2. – С. 141– 150.