Архитектоника новой культуры: Ф.А.Степун о духе, лице и стиле русской культуры

Авторы

  • Г.Л. Бузук (G.L. Busuk) Московский государственный областной университет
  • П.С. Гуляев (P.S. Gulyaev) Московский государственный институт культуры

Аннотация

В статье исследуются взгляды известного русского философа начала 20–го века Ф.А.Степуна относительно оснований русской культуры. С 1922 года он жил в эмиграции, и долгие годы содержание его работ как идеологически чуждое оставалось невостребованным на родине. В известной степени статья исправляет этот пробел. Рассуждения Ф.А.Степуна об основаниях
русской культуры обусловлены особенностями его методологии. Во–первых, это методология синтеза светских, преимущественно, немецких (неокантианство, феноменология) идей и духовно–нравственных исканий русской религиозной философии. Синтез светских и религиозных ценностей в культурном творчестве приближает к ценностям подлинным. Во–вторых, его методология есть философия непрекращающегося диалога (гносеологического, морального, эстетического, религиозного, социального). Ф.А. Степун выступал против утвердившегося в его время противопоставления культуры и православия, их несовместимости, заявлял о необходимости
диалога («встречи») этих важных социальных феноменов. В–третьих, особенность методологии Ф.А.Степуна состояла в гуманистической направленности его рассуждений, критике утверждающихся в массовом сознании стереотипов технократического мышления, упрощенных представлений о роли и месте человека в культуре, мире. Ф.А.Степун создает модель культуры,
основываясь на категориях «переживание», «жизнь», «творчество», взаимодействие которых и позволяет понять содержание этого феномена. Анализируя основания русской культуры, Ф.А.Степун выделяет три специфических образа, условно называемых «лицом» (метафизика пространства, пространство, ландшафт страны), «стилем» (феноменология народа, формируемая историей русского народа), «духом» (религия и православные настроения, присущие народу).
Ф.А. Степун создал оригинальную, целостную модель трактовки русской культуры. Методологические основания этой модели остаются актуальными в наше время и могут быть использованы для изучения разных национальных культур.

The article examines the views of a famous Russian philosopher of the early 20th century F. A. Stepun about the causes of Russian culture. Since 1922 he lived in exile, and for many years the content of his work as ideologically alien remained unclaimed at home. To some extent, the article corrects this
omission. Reasoning of F. A. Stepun about the grounds of the Russian culture due to its methodology. First, this methodology for the synthesis of secular, mainly German (neo–Kantianism, phenomenology) ideas and moral quest of Russian religious philosophy. Synthesis of secular and religious values in cultural creativity brings us closer to the true values. Second, its methodology is the philosophy of continuous dialogue (epistemological, moral, aesthetic, religious, social). F. A. Stepun was opposed established in the opposition of culture and Orthodoxy, their incompatibility, expressed the need for dialogue ("meeting") of these important social phenomena. Thirdly, the peculiarity of the methodology of F. A. Stepun was humanistic orientation of his reasoning, critique of stereotypes of technocratic thinking, simplistic ideas about the role and place of human culture, the world. F. A. Stepun creates a model of culture based on the categories of "experience", "life", "creativity", the interaction of which allows to understand the content of this phenomenon. Analyzing the Foundation of Russian culture, F. A. Stepun identifies three specific image, conventionally called "face" (metaphysics of space, the space, the landscape of the country), "style" (phenomenology of people formed by the history of the Russian people),"spirit" (religion and Orthodox sentiments inherent in the people). F. A. Stepun created an original, holistic model of interpretation of Russian culture. The methodological basis of this model remains relevant today and can be used to study different national cultures.

Библиографические ссылки

Бузук, Г.Л. Русская философия : истоки своеобразия / Г.Л. Бузук, И.И. Семаева // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». – 2012.– № 4. – С.50 –60.

Степун, Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры. / Ф.А. Степун // Вопросы философии. – 1997.– № 1.– С.158.

3. Бузук, Г.Л. Мир философии и права Н.Н.Алексеева /Г.Л. Бузук, Н.Г. Бузук. – Балашиха. – 2013. – С.42–119.

Степун, Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры /Ф.А.Степун// Вопросы философии. – 1997.– № 1.– С. 156.

Бузук Г.Л.Энергийное обоснование мира в русской философии 20–го века / Г.Л. Бузук, И.И. Семаева // Вестник МГОУ. Серия "Философские науки»– 2013.– № 1. – С.35 – 45; Гуляева И.Г., Семаева И.И. Образы света в русской религиозной философии начала 20–го в.

Buzuk G.L., Semaeva I. I. Russian philosophy : the origins of identity. Vestnik MGOU. Series "Philosophical Sciences", 2012. № 4. P. 50 –60.

Stepun F. A. The Spirit, the face and the style of the Russian culture. Questions of philosophy, 1997. No. 1. P. 158.

Buzuk G.L., Busuk N.G. The world of philosophy and law N.N. Alekseev.– Balashikha,2013. P. 42–119.

Stepun F. A. The Spirit, the face and the style of Russian culture. Questions of philosophy,1997. No. 1. S. 156.

Buzuk G. L., Semaeva I. I. Justification the energy unity of the universe in Russian philosophy of the 20th century. Vestnik MGOU. Series "Philosophical Sciences", 2013. No. 1. S. 35 – 45; Gulyaeva I.G.,

Semaeva I.I. the Image of light in Russian religious philosophy of the early 20th century. Balashikha, 2013. S. 39. 109.

Загрузки

Выпуск

Раздел

Философские науки