Философско-аллегорический роман: эстетические и культурные интенции

Авторы

  • О.Ф. Жилевич (O.F. Jilevich), канд. фил. наук, доцент Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Ключевые слова:

философско-аллегорический роман, культура, сознание, знак, картина мира, текст, экзистенциализм, метафункция, металитература, универсально-культурологический модус

Аннотация

Цель: осуществить философско-эстетический анализ в сочетании с универсально-культурологическим модусом в системном изучении общих закономерностей развертывания художественного процесса ХХ в. в философско-аллегорическом романе. Материалом для исследования послужили труды К. Юнга, М. Фуко, Ф. Ницше, А. Камю, Ж.-П. Сартра. Методы исследования: диалектический, генетический, герменевтический, структурно-семиотический, интертекстуальный, системный. Результаты исследования могут использоваться в дальнейшем изучении философско-аллегорического романа с позиций современной эстетики, культурологии, литературоведения, компаративистики, что, в свою очередь, позволит углубить осмысление современного литературного процесса. Заключение. Философско-аллегорический роман включает в себя различные типы постижения действительности, многообразные типы сознания с целью создания универсальной картины мира, и художественной, и философской одновременно; как текст культуры он сохраняет свои аксиологические и философско-антропологические качества, а как текст литературы – на страже своей жанровой формы, которой грозит «бесформенная» природа его нарратива – философствования как размышления в свободном стиле. Философско-аллегорический роман развивался в поликультурном пространстве ХХ века, когда философия с мировоззренческого «наукоучения» постепенно переходила в «культуроучение». Культура, в соответствии с теорией так называемого «лингвистического переворота», начала рассматриваться как своеобразная сокровищница текстов, их смыслы – как жизненный мир, а жизненный мир – как язык, речь, нарратив, то есть осмысленный текст. Несмотря на некоторые различия между разными лингвокультурологическими концепциями, общим знаменателем становилась примерно такая схема восприятия литературного текста: поскольку искусство отождествляется с языком, речь, в свою очередь, отождествляется с жизненным миром. В результате таких представлений разделение между искусством и не-искусством (наукой и никак наукой) размывается, искусство собственно лишается функции познания жизни, а наука об искусстве – возможности судить о качестве, то есть глубине, истинности и т.д. этого познания. Философско-аллегорический роман вобрал в себя эти две парадоксальные тенденции ХХ в., сделав попытку систематизировать и примирить центробежные силы текста – «науку» и «не-науку», «искусство» и «не-искусство», при этом не размывая окончательно границ литературного жанра. Если литературу рассматривать как зеркало (воспользуемся тезисом Л. Толстого), то философско-аллегорический роман отражает не только эпоху, не только ее болевые точки и философские проблемы, а прежде всего процесс совершения им метафункции культуры в статусе металитературы, которая в форме художественного изображения стремится подчинить себе различные типы сознания с тем, чтобы человечество не потеряло возможности каждый раз «находить силы» на пути к «умственному, духовному и душевному комфорту». Концепт культурного, цель которого акцентировать, фиксировать, заострять онтологические, антропологические, аксиологические измерения человеческого бытия, коррелирует с основным принципом философского романа – философской проблематикой, которая, в свою очередь, корректирует в тексте концепт культурного.

Библиографические ссылки

1. Зинде, М.М. Творчество Уильяма Голдинга: (К проблеме философского аллегорического романа) : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.05 / М. М. Зинде. – Москва, 1979. – 15 с.

2. Vandendorpe, Ch. Allégorie et interprétation / Ch. Vandendorpe // Poétique. – № 117, février 1999. – Р. 75-94.

3. Жылевіч, В.Ф. Раман-прытча ў французскай літаратуры ІІ паловы XX стагоддзя: ад «вечных» пытанняў да сучасных праблем грамадства: манаграфія / В.Ф. Жылевіч; пад рэд. С.П. Мусіенка / УА “Палескі дзяржаўны універсітэт”, Кафедра замежных моў. – Пінск, 2018. – 222 с.

4. Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. – М.: Ренессанс, 1991. – 343 с.

5. Ницше, Ф. Сочинения: В 2 т. / Ф. Ницше. – Т.1. – М.: Сирин, 1990.– 447 с.

6. Lado, R. How to compare two cultures / R.Lado // Pathways to to culture. – Yarmouth: Inernational Press, Inc. – P. 39-56.

7. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. – М.: Смысл, 1993. – 488 с.

8. Vice, S. Literature and the Novel: Narrattive Self, Philosophy / S. Vice // The Journal of the Royal Institute of Philosophy. – Cambridge Press. – Vol.78. – Num. 303. – 2003. – P. 93-108.

9. Hatch, E. Discourse and Language Education / E. Hatch. – Cambridge: Cambridge University Press, 1994. – 333 p.

10. Камю, А. Избранное / А. Камю. – М.: Правда, 1990. – 520 с.

11. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. – М.: Республика, 2004. – 639 с.

References

1. Zinde, M. M. Tvorchestvo Wiliama Goldinga: (K problem filosofskogo allegoricheskogo romana) : Avtoref. dis. … kand. filol. Nauk : 10.01.05. Moskva, 1979. 15 s. (In Russian)

2. Vandendorpe, Ch. Allégorie et interprétation // Poétique. № 117, février 1999. Р. 75-94. (In French)

3. Jilevich, O. Raman-pritcha y francyzskaj litaratyru II palovu XX stagoddza : ad «vechnukh» putannay da sychasnukh preblem gramadstva : managrafija. Pinsk, 2018. 222 p. (In Belarussian)

4. Ung, K. Arkhetip i simvol. Moskva, 1991. 343 s. (In Russian)

5. Nitshe, F. Sochinenija : v 2 t. T. 1. Moskva, 1990. 447 s. (In Russian)

6. Lado, R. How to compare two cultures // Pathways to to culture. Yarmouth. P. 39-56. (In English)

7. Fouko, M. Slova I veschi. Arkheologija gymanitarnukh nauk. Moskva, 1993. 488 s. (In Russian)

8. Vice, S. Literature and the Novel: Narrattive Self, Philosophy // The Journal of the Royal Institute of Philosophy. Cambridge Press. Vol.78. Num. 303. 2003. P. 93-108. (In English)

9. Hatch, E. Discourse and Language Education. Cambridge, 1994. 333 p. (In English)

10. Kamu, A. Izbrannoe. Moskva, 1990. 520 s.

11. Sartr, J.-P. Butie i nichto. Oput fenomenologicheskoj ontologii. Moskva, 2004. 639 s.

Загрузки

Опубликован

2020-06-03

Выпуск

Раздел

Философские науки