Научно–методические подходы к оценке качества исторического образования учащихся, завершивших обучение и воспитание на второй ступени общего среднего образования
Ключевые слова:
качество обучения истории Беларуси, метапредметные и личностные результаты обучения, контрольно-оценочный инструментарий, форма итоговой аттестацииАннотация
В статье автором рефлексируется проблема создания контрольно-оценочного инструментария для диагностики качества подготовки выпускников базовой школы по истории Беларуси в процессе их итоговой аттестации с учетом реализации компетентностного подхода Раскрыто содержательное наполнение термина «качество образования» в рамках осуществления контроля учебных достижений учащихся в процессе усвоения ими содержания учебного исторического материала и соответствующих ему способов учебно-познавательной деятельности. Представлена авторская постановка проблемы создания контрольно-оценочного инструментария для диагностики не только предметных, а метапредметных и личностных результатов обучения.
Библиографические ссылки
Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2013. – № 5. – С. 14–19.
О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 ноября 2021 г., № 683 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://adu.by/images/2021/12/koncep-razv-sist-obrazov.pdf. – Дата доступа: 02.02.2023.
Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
Учебная программа по учебному предмету «История Беларуси» для IX класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 04.08.2022 № 231 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2022-2023-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie-2022-2023/304-uchebnye-predmety-v-xi-klassy-2022-2023/3815-istoriya-belarusi.html. – Дата доступа: 15.01.2023.
Лернер, И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? / И. Я. Лернер. – М. : Знание, 1978. – 48 с.
Поташник, М. М. Качество образования: проблемы и технологии управления / М. М. Поташник. – Москва : Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.
Чупрова, Л. В. Основные подходы к определению понятия «качество образования» в проблемном поле педагогики / Л. В. Чупрова, О. В. Ершова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – № 3. – С. 336–339.
Челышкова, М. Б. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых в России и за рубежом : обзор. докл. / М. Б. Челышкова, Г. С. Ковалева ; под науч. ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто ; Восьмой симпозиум: Квалиметрия человека и образования: методология и практика: теория и практика квалиметрического мониторинга образования в России: (научная апробация результатов системного мониторинга качества образования в России). – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 61 с.
Рекомендации по результатам республиканской контрольной работы по учебному предмету «История Беларуси» (Х класс) // Веснік адукацыі. – 2019. – № 7. – С. 47–54.
Единые практические задания для выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/ru/414-pedagogam/okonchanie-uchebnogo-goda-2022-2023/edinye-prakticheskie-zadaniya-dlya-vypusknogo-ekzamena-po-uchebnomu-predmetu-istoriya-belarusi/7009-edinye-prakticheskie-zadaniya-dlya-vypusknogo-ekzamena-po-uchebnomu-predmetu-istoriya-belarusi.html. – Дата доступа: 25.05.2023.
References
Zimnyaya I. A. Kliuchevye kompetentsii – novaia paradigma rezul'tata obrazovaniia [Key competencies – a new paradigm of educational outcomes]. Vysshee obrazovanie segodnia [Higher education today], 2013, no. 5, pp. 14–19. (In Russian)
O Kontseptsii razvitiia sistemy obrazovaniia Respubliki Belarus' do 2030 goda: postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus', 30 noiabria 2021 g., № 683 [On the Concept for the Development of the Education System of the Republic of Belarus until 2030: Council of Ministers of the Republic of Belarus, November 30, 2021, No. 683]. Natsional'nyi pravovoi Internet-portal Respubliki Belarus' [National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus]. (In Russian) Available at: https://adu.by/images/2021/12/koncep-razv-sist-obrazov.pdf (accessed: 02.02.2023)
Khutorskoy A. V. Kliuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniia [Key competencies as a component of student-centered education]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 2003, no. 2, pp. 58–64. (In Russian)
Uchebnaia programma po uchebnomu predmetu «Istoriia Belarusi» dlia IX klassa uchrezhdenii obrazovaniia, realizuiushchikh obrazovatel'nye programmy obshchego srednego obrazovaniia s russkim iazykom obucheniia i vospitaniia. Utverzhdeno Postanovleniem Ministerstva obrazovaniia Respubliki Belarus' 04.08.2022 № 231 [Curriculum on the subject "History of Belarus" for the IX grade of educational institutions implementing educational programs of general secondary education with the Russian language of instruction and education. Approved by the Decree of the Ministry of Education of the Republic of Belarus on 04.08.2022 No. 231]. (In Russian). Available at: https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2022-2023-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie-2022-2023/304-uchebnye-predmety-v-xi-klassy-2022-2023/3815-istoriya-belarusi.html (accessed 15.01.2023).
Lerner, I. Ya. Kachestva znanii uchashchikhsia. Kakimi oni dolzhny byt'? [The quality of students' knowledge. What should they be?]. Moscow, Knowledge, 1978, 48 p. (In Russian) 6. Potashnik M. M. Kachestvo obrazovaniia: problemy i tekhnologii upravleniia [Quality of Education: Problems and Technologies of Management]. Moscow, Pedagogical Society of Russia, 2002, 352 p. (In Russian)
Chuprova L. V., Yershova O. V. Osnovnye podkhody k opredeleniiu poniatiia «kachestvo obrazovaniia» v problemnom pole pedagogiki [Basic scientific approaches to definition of the term «quality of education» from the pedagogical point of view]. Vektor nauki Tol'iattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Science Vector of Togliatti State University], 2014, no. 3, pp. 336–339. (In Russian)
Chelyshkova M. B., Kovaleva G. S. Osnovnye podkhody k otsenke kachestva podgotovki obuchaemykh v Rossii i za rubezhom : obzornye doklady [The main approaches to assessing the quality of trainees' training in Russia and abroad: overview reports]. Vos'moi simpozium: Kvalimetriia cheloveka i obrazovaniia: metodologiia i praktika: teoriia i praktika kvalimetricheskogo monitoringa obrazovaniia v Rossii: (nauchnaia aprobatsiia rezul'tatov sistemnogo monitoringa kachestva obrazovaniia v Rossii) [Eighth symposium: Qualimetry of a person and education: methodology and practice: theory and practice of qualimetric monitoring of education in Russia: (scientific approbation of the results of systemic monitoring of the quality of education in Russia)]. Moscow, Research center for problems of quality in specialists, 1999, 61 p. (In Russian)
Rekomendatsii po rezul'tatam respublikanskoi kontrol'noi raboty po uchebnomu predmetu «Istoriia Belarusi» (Kh klass) [Recommendations on the results of the republican test work on the subject "History of Belarus" (Grade X)]. Vesnik adukacyi [Herald of education], 2019, no. 7, pp. 47–54. (In Russian)
Edinye prakticheskie zadaniia dlia vypusknogo ekzamena po uchebnomu predmetu «Istoriia Belarusi» [Unified practical tasks for the final exam in the subject "History of Belarus"]. (In Russian). Available at: https://adu.by/ru/414-pedagogam/okonchanie-uchebnogo-goda-2022-2023/edinye-prakticheskie-zadaniya-dlya-vypusknogo-ekzamena-po-uchebnomu-predmetu-istoriya-belarusi/7009-edinye-prakticheskie-zadaniya-dlya-vypusknogo-ekzamena-po-uchebnomu-predmetu-istoriya-belarusi.html (accessed 25.05.2023).