Факторный анализ показателей, характеризующих структуру физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста г. Пинска и Пинского района Брестской области
Ключевые слова:
физическое развитие, физическая подготовленность, функциональное состояние, младший школьный возраст, факторный анализАннотация
Для осуществления дифференцированного подхода к оценке уровня физической подготовленности учащихся начальной школы был проведен факторный анализ, в который вошло 30 переменных. Цель исследования – осуществить факторный анализ показателей, характеризующих структуру физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста.
Задачи: описать процедуру факторного анализа, в основе которого использованы антропометрические и функциональные показатели, результаты физической подготовленности; выделить показатели, характеризующие физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.
В исследовании принимало участие 506 детей 6–10 лет из дошкольных образовательных учреждений и младших классов общеобразовательных школ, из них: 256 девочек и 250 мальчиков. Из общего количества детей – 10% проживают в Пинском районе.
Процедура факторного анализа состояла из четырех основных стадий: 1.Вычисление корреляционной матрицы для всех переменных, участвующих в анализе. 2.Оценка применимости факторного анализа к выборке. В исследовании применен критерий адекватности выборки Кайзера-Мейера-Олкина (КМО) и критерий сферичности Бартлетта. 3.Извлечение факторов. Предварительный анализ позволил выделить главные факторы для определения физического
подготовленности детей младшего школьного возраста. 4.Выбор, вращение и интерпретация факторов для создания упрощенной структуры, которой соответствует большое значение нагрузки каждой переменной только по одному фактору и малое по всем остальным факторам.
В результате анализа в каждой из возрастных групп мальчиков выявлено 6–8 факторов, в каждой из возрастных групп девочек – 6–7 факторов. Данные исследования свидетельствуют о разнонаправленном вкладе использованных переменных в структуру показателей, влияющих на уровень физической подготовленности учащихся 1–4-х классов.
Библиографические ссылки
Абрамова, Т. Ф. Влияние систематических занятий спортом на физическое развитие и физическую подготовленность детей 6–10 лет / Т.Ф. Абрамова [и др.] // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. – № 3. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. – C. 5–14. DOI: 10.32521/2074-8132.2019.3.005-014.
Главные компоненты и факторный анализ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://statsoft.ru/home/textbook/modules/stfacan.html – Дата доступа:10.09.2023.
Денисова, Л. В. Измерение и методы математической статистики в физическом воспитание и спорте: учеб. пособ. для вузов / Л. В. Денисова, И. В. Хмельницкая, Л.А. Харченко. – Киев : Олимпийская литература. – 2008. – 128 с.
Кузнецова, Е. Т. Определение рациональной структуры физической и функциональной подготовленности футболистов 13–14 лет на основе корреляционного анализа / Е. Т. Кузнецова, Д. И. Хомицевич // Веснік Палескага дзяржаўнага універсітэта. Серыя грамадскіх і гуманітарных навук. – 2022. – № 2. – С. 65–72.
Кузнецова, Е. Т. Компонентный состав тела у детей дошкольного и младшего школьного возраста г. Пинска и Пинского района Республики Беларусь / Е. Т. Кузнецова, В. М. Дронова, Н. В. Руденко // Здоровье для всех. – Пинск, 2023. – С 62–68.
Халафян, А. А. STATISTICA6. Статистический анализ данных. 3-е изд.: учебник / А. А. Халафян. – М.: ООО «Бином-Пресс», 2007. – 512 с.
Факторный анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/companies/otus/articles/741064/. – Дата доступа:13.10.2023.
References
Abramova T. F., Nikitina Т. М., Polfuntikova A. V., Iordanskaya F. A., Zyurin Е. А., Petruk Ye. N., Tarasova L. V., Mikhalev S. V., Gilyarova O. A. Vliyaniye sistematicheskikh zanyatiy sportom na fizicheskoye razvitiye i fizicheskuyu podgotovlennost' detey 6–10 let [The influence of systematic sports on the physical development and physical fitness of children 6–10 years old]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 23: Antropologiya [Bulletin of Moscow University. Episode 23: Anthropology]. Moscow, Izd-vo Mosk. un-ta, 2019, no 3, pp. 5–14. DOI: 10.32521/2074-8132.2019.3.005-014 (In Russian)
Glavnyye komponenty i faktornyy analiz [Principal components and factor analysis]. (In Russian). Available at: http://statsoft.ru/home/textbook/modules/stfacan.html (accessed: 10.09.2023).
Denisova L.V., Khmel'nitskaya I.V., Kharchenko L.A. Izmereniye i metody matematicheskoy statistiki v fizicheskom vospitaniye i sporte: ucheb. posob. dlya vuzov [Measurement and methods of mathematical statistics in physical education and sports: textbook allowance for universities]. Kiyev, Olimpiyskaya literature, 2008, 128 p. (In Ukrainian)
Kuznetsova Ye. T., Khomitsevich D. I. Opredeleniye ratsional'noy struktury fizicheskoy i funktsional'noy podgotovlennosti futbolistov 13–14 let na osnove korrelyatsionnogo analiza [Determination of the rational structure of physical and functional readiness of football players aged 13–14 years based on correlation analysis] Vesník Paleskaga dzyarzhaŭnaga uníversíteta. Seryya gramadskíkh í gumanítarnykh navuk [Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities], 2022, no 2, pp. 65–72 (In Russian)
Kuznetsova Ye. T., Dronova V. M., Rudenko N. V. Komponentnyy sostav tela u detey doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta g. Pinska i Pinskogo rayona Respubliki Belarus' [Component composition of the body in children of preschool and primary school age in Pinsk and the Pinsk region of the Republic of Belarus] Zdorov'ye dlya vsekh [Health for All]. Pinsk, 2023, pp. 62–68 (In Russian)
Khalafyan A. A. STATISTICA6. Statisticheskiy analiz dannykh. 3-ye izd: uchebnik [STATISTICA6. Statistical data analysis] M.: OOO «Binom-Press», 2007, 512 p. (In Russian)
Faktornyy analiz [Factor analysis]. (In Russian). Available at: https://habr.com/ru/companies/otus/articles/741064/ (accessed: 13.10.2023).