Высшее образование в России – процесс трансформации и интеграции

Авторы

  • А.П. Катровский (A.P. Katrovsky) ОУ ВО «Смоленский гуманитарный университет»
  • В.П. Губа (V.P. Guba) ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»

Аннотация

Исторические процессы, происходящие в системе высшего образования в Российской Федерации, связаны, прежде всего, с преобразованием системы подготовки высококвалифицированных кадров. Рассматривая систему образования в историческом контексте, необходимо отметить, что в России после развала Советского Союза был взят курс на регионализацию, т.е. создание
региональных университетов, которые должны были свое развитие увязывать с особенностями региональных рынков труда. В свою очередь, другой чертой развития системы высшего образования Российской Федерации в постсоветский период стала университезация, которая обусловлена сжатием рынков труда и образовательных услуг, уменьшением спроса на выпускников отраслевых вузов со стороны других стран. Значительное увеличение числа высших учебных заведений в условиях обеднения населения способствовало решению проблемы территориальной
доступности высшего образования, но одновременно сопровождалось снижением его качества. Параллельно с открытием новых вузов заметно активизировался процесс филиализации. Многочисленные филиалы вузов, открытые практически в каждом среднем городе, еще в большей степени усугубляли проблему качества образования. Представленные в статье факты свидетельствуют о том, что произошедшие с 1991 по 2015 гг. глубокие институциональные изменения, наряду с государственными, привели к тому, что существенно увеличилось количество муниципальных и негосударственных учебных заведений. Представленные изменения в отраслевой структуре хозяйства способствовали трансформации отраслевой структуры образования. На смену отраслевой организации высшей школы, при которой ведущую роль играли специализированные
вузы, пришла «региональная», при которой главную роль стали играть региональные и
столичные университеты. Отдельные вузы, сохранив отраслевую принадлежность и «отраслевое» название, превратились в универсальные многопрофильные учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для различных сфер человеческой деятельности. 

The historical processes, which are taking place in system of the higher education in the Russian Federation, are connected first with transformation of system of preparation of highly qualified personnel. Considering an education system in a historical context, it should be noted that in Russia, after disorder of the Soviet Union it was headed for regionalization, i.e. creation of regional universities, which had to coordinate the development to features of regional labor markets. In turn, the universitezation that is caused by compression of labor markets and educational services, reduction of demand for graduates of branch higher education institutions from other countries became other line of
development of system of the higher education of the Russian Federation during the Post-Soviet period. Significant increase in number of higher educational institutions in the conditions of impoverishment of the population promoted a solution of the problem of territorial availability of the higher education, but at the same time was followed by decrease in its quality. In parallel with opening of new higher education institutions process of a filialization considerably became more active. The numerous branches of higher education institutions opened practically in each average city still more aggravated a problem of quality of education. The facts presented in article testify that the profound institutional changes, which happened from 1991 to 2015, along with state, led to that the number of municipal and non-state
educational institutions significantly, increased. The presented changes in branch structure of economy promoted transformation of branch structure of education. To replace the branch organization of the higher school at which the leading role was played by specialized higher education institutions, I came "regional" at which regional and capital universities began to play a major role. Separate higher education institutions, having kept branch accessory and the "industry" name, turned into the universal
versatile educational institutions, which are carrying out training for various spheres of human activity.

Библиографические ссылки

Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы ; пер с англ.– М.: Весь Мир. 2003. – 232 с.

Земцов, С.П. Опыт выявления и оценки потенциала инновационных кластеров (на примере отрасли «рациональное природопользование») / С.П. Земцов // Региональные исследования, 2013. – №2. – С. 12–19

Боровикова, Т.В. Тенденции развития профессионального образования Смоленской области в 2011–2015 гг.: программно–целевой подход / Т.В. Боровикова, В.А. Филинов, Н.Н. Розанова // Региональные исследования, 2015. – №4. – С. 71–77.

[Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.elibrary.ru.

Губа, В.П. Научно–практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие / В.П.

Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков. – М.: Советский спорт, 2008. – 104 с.

Катровский, А.П. Методология и методика экономико–географического исследования локальных научных сообществ как акторов инновационного развития России / А.П. Катровский [и др.] // РФФИ Проект №13–06–00675 – А, 2014.

Губа, В.П. Первая открытая Российская научная конференция: «Образование, физическая культура, спорт и здоровье: анализ проблемы» (педагогические, медико–биологические и психологические аспекты) / В.П. Губа // Основной конкурс РГНФ Проект № 12–06–00435, 2012.

Катровский, А.П. Трансформация высшего образования на постсоветском пространстве: экономико–географические аспекты

изучения. Региональные исследования. 2013, №4. – С. 19–30

Зернов, В. Отечественная школа: грани, вехи, структуры / В. Зернов / Негосударственные вузы в России : тенденции и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htth:/www.vestnikrf.ru/journal/post/576/

Formation of the society founded on knowledge. New tasks of the highest school / with English. M.: Whole world, 2003. 232 p.

Zemtsov S.P. Experience of identification and an assessment of potential of innovative clusters (on the example of branch "rational

environmental management"). Regional researches, 2013. No. 2. P. 12–19.

Borovikova T.V. Tendencies of development of professional education of the Smolensk region in 2011–2015: program and target approach . Regional researches, 2015. No. 4. P. 71–77.

http://www.elibrary.ru

Guba V.P. Scientific and practical and methodical bases of physical training of the studying youth: studies. Grant. M.: Soviet sport, 2008. 104 p.

Katrovsky A.P. Methodology and technique of economical and geographical research of local scientific communities as actors of

innovative development of Russia. The Russian Federal Property Fund the Project No. 13–06–00675 – And, 2014.

Guba V.P. First open Russian scientific conference: "Education, physical culture, sport and health: analysis of a problem" (pedagogical, medico biological and psychological aspects). Main competition RGNF Project No. 12–06–00435, 2012.

Katrovsky A.P. Transformation of the higher education in the former Soviet Union: economical and geographical aspects of studying. Regional researches, 2013. No. 4. P. 19–30.

Zernov V. Domestic school: sides, milestones, structures / Non–state higher education institutions in Russia: tendencies and prospects.

htth:/www.vestnikrf.ru/journal/post/576/

Загрузки

Выпуск

Раздел

Педагогические науки