Д.С. Мережковский и К.Г. Юнг: общее и особенное.

Авторы

  • О.В. Пчелина (O.V. Pchelina) Поволжский государственный технологический университет

Аннотация

Зарождение и становление рус-ского символизма – одного из самых ярких литературно-художественных течений и явлений религиозно-философского движения XIX – начала XX века в России связано с творческой и общественной деятельностью Д.С. Мережковского. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился выработать новое универсальное мировоззрение. Отечественные символисты поставили вопрос об общественной роли художника, персоналистичности творчества и искусства в целом. Статья посвящена осмыслению философского содержания символизма: Д.С. Мереж-ковский предложил символ в качестве основного способа постижения и организации культуры и жизни, интерпретировал творчество как цель жизни, как способ бытия личности в культуре. Д.С. Мережковский жил предчувствием символического грядущего и новой религиозности. Сопоставительный анализ идей русского религиозного философа Д.С. Мережковского и швейцарского психоаналитика К.Г. Юнга дает основание говорить о том, что «общим местом» для мыслителей стало стремление не только выразить собственные идеи посредством знака, но и философски осмыслить «символ», придать символу социальный смысл, использовать его для характеристики современной реальности и прогнозирования развития общественных процессов. В статье обстоятельно показано, что твор-чество Д.С. Мережковского и К.Г. Юнга пронизано символической проблематикой, а совпадения во взглядах мыслителей свидетельствуют об общности идей и продуктивности творческих поисков. Таким образом, мыслители продемонстрировали все разнообразие человеческой символики как выражения бессознательного. Более того, они наделили знак особым глубинным смыслом, сделали символ предельно широким понятием человеческого мира и творчества, придали символу онтологический статус.


The origin and development of Russian symbolism – one of the brightest literary and artistic movements and phenomena of religious-philosophical movements of the turn of XIX – early XX century in Russia associated with the creative and public activities of D. S. Merezhkovsky. Symbolism tried to create a new philosophy of culture, sought to develop a new universal outlook. Russian symbolists raised the question about the social role of the artist, personalistic creativity and art in general. The article is devoted to the understanding philosophical content of russian symbolism: D. S. Merezhkovsky proposed the Symbol as the primary way of understanding and organization of culture and life, interpreted creativity as the purpose of life, as a way of existence of the individual in the culture, as a premonition of the future and symbolic religiosity. D.S. Merezhkovsky had a premonition of the coming future as symbolic religiosity. Comparative analysis of the ideas of Russian religious philosopher D.S. Merezhkovsky and the Swiss psychoanalyst C.G. Jung gives grounds to say that ―common place‖ for thinkers was the desire not only to express their ideas through the sign, but also philosophically comprehend ― symbol‖, to give Symbol a social meaning, to use Symbol for describing the contemporary reality and forecasting social processes. In the article it is shown in detail that Merezhkovsky’s and Jung’s works riddled of symbolic thematics, the coincidence of their views demonstrates similarity, productivity and creativity of the ideas. Thus, thinkers have demonstrated the diversity of human symbols as expressions of the unconscious. Moreover, they gave the symbol a special deep meaning, the extremely wide con-cept and the ontological status.

Библиографические ссылки

Аверинцев, С.С. София–Логос. Словарь. 2–е, испр. изд. / С.С. Аверинцев. – К.: Дух i Лiтера, 2001. С. 155–161.

Мережковский, Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники / Д. Мережковский. – М., 1995. – 622 с.

Руткевич, А.М. Предисловие /А.М. Руткевич // Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк. – М.: Мартис, 1995. – 320 с.

Мережковский, Д.С. «Акрополь» /Д.С. Мережковский // Избр. Лит.– критич. статьи. – М., 1991. – 352 с.

Международная конференция, посвященная жизни и творчеству Д.С. Мережковского // Серия литературы и языка. – Т.50. – № 4. – 1991.

Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. – Издательство «Ренессанс», 1991. – 299 с.

Мережковский, Д. С. Марк Аврелий / Д.С. Мережковский. – М.: Республика, 1995.

Мережковский, Д. С. Тайна Трех. Египет–Вавилон / Д.С. Мережковский. – М.: «ЭКСМО – Пресс», 2001. – 560 с.

Averintsev S.S. Sofiya–Logos. Dictionary. 2–e, Rev. ed. K., 2001. P. 155–161.

Merezhkovsky D.L. Tolstoy and Dostoyevsky. Eternal companions. M., 1995. 622 p.

Rutkevich A.M. Preface // Analytical psychology: Past and Present / C.G. Jung, E. Samuels, V. Odajnyk, J. Habbek. Moscow: Martis, 1995. 320 p.

Merezhkovsky D.S. „Acropolis‖. Fav. lit. crit. article. M., 1991. 352 p.

International conference devoted to the life and work of D. S. Merezhkovsky. A Series of literature and language. T. 50. No. 4. 1991.

Jung C.G. The Archetype and The Symbol. Publishing House ― Renaissance‖, 1991. 299 p.

Merezhkovsky D.S. Marcus Aurelius // Merezhkovsky, D.L. Tolstoy and Dostoyevsky. Eternal companions. M.: Republic, 1995. P. 361–370.

Merezhkovsky D.S. The Mystery Of The Three. Egypt – Babylon. M.: ―EKSMO Press‖, 2001. – 560 p.

Загрузки

Выпуск

Раздел

Философские науки