Синергизм в русской культуре и философской мысли.
Аннотация
Статья посвящена изучению идей синергизма в русской культуре и религиозной философии. Синергизм в переводе с греческого языка означает сотрудничество, согласованное действие. Его религиозно–философским обоснованием является представление о различении сущности и энергий
(действий) Бога. Это учение было теоретически обосновано крупнейшим представителем исихазма 14 века Григорием Паламой. Синергия рассматривается как совместность действий Бога и человека в преображении мира. Анализ работ русских философов конца 19 – первой половины 20 веков – В.С. Соловьева, С.Н.Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, А.Ф.Лосева позволил определить основные направления в развитии идей синергизма в русской культуре и философии. В трудах этих мыслителей синергизм получил свое дальнейшее развитие. Выделены ключевые положения синергизма, во многом определившие характер философских исканий в России этого периода. Влияние синергизма в философской мысли прослеживается в наиболее значительных онтологических, гносеологических, антропологических, методологических идеях, в философии имени. Через синергийное осмысление онтологии, свободы и творчества, богопознания как основы самопознания личности, понимания любви как высшего проявления синергии русская философия осуществляла свою самоидентификацию. В русской философии синергия как соединение волевых действий рассматривается не только применительно к человеку, но к миру в целом. В этом аспекте синергия проявляется в разных конкретно–социальных сферах – истории, культуре, хозяйствовании, в творческой деятельности. Культура и история выступают участниками синергического процесса, и это налагает особую ответственность за их развитие на человека. В синергическом процессе культура и история обретают свой подлинный сотериологический смысл. Русский символизм во многом воспринял идеи синергизма, определяя символ как сращение энергий в творческом процессе. Русская иконопись как «умозрение в красках» (Е.Н.Трубецкой), осмысленная в начале 20 века через призму синергизма, обрела всемирное культурное значение.
The article is devoted to the study of the ideas of synergy in the Russian culture and religious philosophy. Synergy in Greek language means cooperation, coordinated action. His religious–philosophical underpinning is the concept of the distinction between essence and energies (actions) of God. This doctrine was theoretically proved the most prominent representative of Hesychasm of the 14th century Gregory Palamas. Synergy is regarded as a togetherness of God and man to transform the world. The analysis of the works of Russian philosophers of the late 19th and early 20th centuries by V. S. Soloviev, S. N. Bulgakov, P. A. Florensky, N. A. Berdyaev, S. L. Frank, A. F. Losev allowed to determine the main directions in the development of the ideas of synergies in Russian culture and philosophy. In the writings of these thinkers synergies have been further developed. Highlights the key provisions of synergies, largely determined the nature of the philosophical pursuit in Russia of this period. The impact of synergy in philosophical thought can be traced in the most significant ontological, epistemological, anthropological, methodological ideas, in the philosophy of name. Through synergetic understanding of an ontology of freedom and creativity, of knowledge of God as the basis of selfknowledge of personality, understanding love as the highest manifestation of the synergy Russian philosophy has carried out its identification. In Russian philosophy synergy as a link of volitional actions is considered not only in relation to man, but to the world at large. In this aspect the synergy is manifested in various concrete social spheres — history, culture, economy, creativity. Culture and history are the participants in a synergistic process, and this imposes a special responsibility for their development on the person. In a synergic process the culture and history find their true soteriological sense. Russian symbolism largely took the ideas of synergy, determining the symbol as the fusion of the energies in the creative process. As Russian icons "speculation in paints" (E. N. Troubetzkoy), meaningful in the early 20th century through the prism of synergy, acquired world cultural importance.
Библиографические ссылки
Иоанн (Экономцев). Византизм, славяне и Россия / Иоанн (Экономцев) // Вопросы истории. – 1989. – № 8. – С.56.
Бузук, Г.Л. Энергийное обоснование единства мира в русской философии ХХ века / Г.Л. Бузук, И.И. Семаева // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки».– 2013. – № 1.– С. 36–44.
Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. – М. – 1990. – С.165.
Флоренский, П.А. Христианство и культура/ П.А. Флоренский // Журнал Московской патриархии. – 1983. – № 4. – С.53.
Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. – М. – 1991. – С.139.
Франк С.Л. Непостижимое. / С.Л. Франк. – Соч. – М. – 1990. – С.324.
Булгаков С.Н. Философия имени / С.Н. Булгаков. – Париж. – 1953. – С.181–182.
Флоренский П.А. У водоразделов мысли / П.А. Флоренский. – М. – 1990. – С.287.
John (Ekonomtsev). Byzantism, Slavs and Russia.// History. 1989. No. 8. S. 56.
Buzuk G.L., Semaeva I. I. Justification the energy unity of the universe in Russian philosophy of the twentieth century. Vestnik MGOU. Series "Philosophical Sciences". 2013. № 1. S. 36–44.
Berdyaev N.A. The meaning of history. M., 1990. P. 165.
Florensky P.A. Christianity and culture. Journal of the Moscow Patriarchate. 1983. No. 4. S. 53.
Berdyaev N.A. The philosophy of freedom. The meaning of creativity. Moscow,1991. S. 139.
Frank S.L. Incomprehensible / S.L. Frank. M., 1990. P. 324.
Bulgakov S.N. The philosophy of name. Paris, 1953. S. 181–182.
Florensky P.A. The watersheds of thought.
M., 1990. S. 287.