Сформированность информационной культуры педагога как фактор обеспечения преемственности систем общего среднего и высшего образования в условиях цифровизации

Authors

  • В.Л. Лозицкий Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Keywords:

цифровизация социума, цифровая трансформация образования, информационная культура, информационно-коммуникационное пространство, преемственность

Abstract

Цель – выявление системообразующих характеристик, компонентов структуры, признаков сформированности и этапов формирования одной из базовых составляющих общей культуры педагога – его информационной культуры, определяемой в качестве одного из детерминирующих факторов реализации механизмов преемственности на системных уровнях общего среднего и высшего образования в Республике Беларусь в условиях осуществления мероприятий цифровой трансформации. 

Материалы и методы. При написании статьи использованы группы источников, которые представлены документами государственных программ в сфере цифровизации образования, а также научные публикации по проблематике исследования. При работе с источниками и материалами научной аналитики применялись методы: контент-анализ источников, сравнительно-сопоставительный метод.

Результаты. В процессе исследования и по его результатам выявлены феноменологические черты информационной культуры педагога, определены ее структурированность, системообразующие признаки сформированности и этапы формирования. В своей совокупности решение данных задач позволяет рассматривать информационную культуру педагогов в качестве сложного социокультурного феномена, одного из детерминирующих факторов обеспечения преемственности на системных уровнях общего среднего и высшего образования в условиях цифровизации образовательной сферы.

Заключение. Цель исследования достигнута. Выявлены основные феноменологические характеристики, структура, признаки сформированности и сами этапы формирования информационной культуры педагога, позволяющие определять изучаемое явление как сложный и многоаспектный феномен. Его уровневая сформированность определяется в качестве одного из детерминирующих факторов профессионального развития личности педагога применительно к проблематике обеспечения преемственности системных уровней общего среднего и высшего образования в условиях цифровизации сферы образования в Республике Беларусь.

Author Biography

В.Л. Лозицкий, Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры экономики и бизнеса;  докторант научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

References

Kontseptsiia tsifrovoi transformatsii protsessov v sisteme obrazovaniia Respubliki Belarus' na 2019–2025 gody [Concept of digital transformation of processes in the education system of the Republic of Belarus for 2019–2025]. (In Russian). Available at: https://drive.google.com/file/d/1T0v7iQqQ9ZoxO2IIwR_OlhqZ3rjKVqY-/view (accessed: 01.10.2023).

O Kontseptsii razvitiia sistemy obrazovaniia Respubliki Belarus' do 2030 goda : postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus', 30 noiabria 2021 goda, № 683 [On the Concept for the development of the education system of the Republic of Belarus until 2030: Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus, November 30, 2021, No. 683]. Natsional'nyi pravovoi Internet-portal Respubliki Belarus'. (In Russian). Available at: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100683 (accessed: 01.10.2023).

Zhuk A. I. Informatsionno-obrazovatel'naia sreda pedagogicheskogo vuza: ot elektronnogo universiteta k tsifrovoi ekosisteme pedagogicheskoi podgotovki [Information and educational environment of a pedagogical university: from an electronic university to a digital ecosystem of teacher training]. Sovremennye evraziiskie universitety: ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologii [Modern Eurasian universities: use of information technologies]. Moscow, MAKS Press, 2022, pp. 45–60. (In Russian)

Lozitsky V. L. Ispol'zovanie didakticheskogo potentsiala innovatsionnykh sredstv obucheniia v tselostnom pedagogicheskom protsesse v tsentrakh STEM-obrazovaniia [Use of didactic potential of innovative tutorials in complete pedagogical process of the STEM-education centers]. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Zhurnalistika. Pedagogika [Journal of the Belarusian State University. Journalism. Pedagogics], 2019, no. 2, pp. 83–91. (In Russian)

Afzalova A. N. Didakticheskie aspekty razvitiia informatsionnoi kul'tury v sisteme preemstvennosti obrazovaniia «shkola-vuz» [Didactic aspects of the development of in-formation culture in the system of continuity of education “school-university”]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Problems of modern pedagogical education], 2018, no. 61-3, pp. 7–11. (In Russian)

Gendina N. I. Didakticheskie osnovy formirovaniia informatsionnoi kul'tury [Didactic foundations for the formation of information culture]. Shkol'naia biblioteka [School library], 2002, no. 1, pp. 24–27. (In Russian)

Danil'chuk E. V. Metodologicheskie predposylki i sushchnostnye kharakteristiki informatsionnoi kul'tury pedagoga [Methodological prerequisites and essential characteristics of a teacher’s information culture]. Pedagogika [Pedagogics], 2003, no. 1, pp. 65–74. (In Russian)

Zimniaia I. A. Obshchaia kul'tura i sotsial'no-professional'naia kompetentnost' cheloveka [General culture and social and professional competence of a person]. Vysshee obrazovanie segodnia [Higher Education Today], 2005, no. 5, pp. 14–20. (In Russian)

Zinovich O. Informatsionnaia kul'tura sovremennogo pedagoga kak faktor povysheniia kachestva obucheniia [Information culture of a modern teacher as a factor in improving the quality of education]. Gosudarstva Tsentral'noi i Vostochnoi Evropy v istoricheskoi perspective [States of Central and Eastern Europe in Historical Perspective]. Pinsk, Polessky State University, 2022, vyp. 6, pp. 118–120. (In Russian)

Koniushenko S. M. Formirovanie informatsionnoi kul'tury pedagoga: proektno-refleksivnyi podkhod [Formation of a teacher’s information culture: a project-reflective approach]. Eidos [Eidos], 2005. (In Russian). Available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-13.htm (accessed: 22.10.2023).

Lazareva L. I. Informatsionnaia kul'tura i innovatsionnaia deiatel'nost' uchitelia [Information culture and innovative activities of teachers]. Kemerovo, MBOU DPO «NMTs», 2013, 144 p. (In Russian)

Lozitskii V. L. Preodolenie situatsii funktsional'no-deiatel'nostnogo razryva u sub"ektov uchebnoi deiatel'nosti v usloviiakh tsifrovizatsii obrazovaniia [Overcoming the situation of the functional-activity gap among subjects of educational activities in the context of digitalization of education]. Adukacyja i vyhavanne [Education and upbringing], 2023, no. 9, pp. 30–37. (In Russian)

Lozitskii V. L. Funktsional'naia gramotnost' kak komponent informatsionnoi kul'tury sub"ektov uchebnoi deiatel'nosti v usloviiakh tsifrovoi transformatsii obrazovaniia [Functional literacy as a component of the information culture of subjects of educational activities in the context of digital transformation of education]. Adukacyja i vyhavanne [Education and upbringing], 2023, no. 11, pp. 5–14. (In Russian)

Minich O. A. Razvitie informatsionnoi kul'tury uchitelia v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniia vzroslykh [Development of teacher’s information culture in the system of additional education for adults]. Abstract of Ph. D. thesis. Minsk, 2012, 26 p. (In Russian)

Aksenchik N. V. Otsenivanie effektivnosti funktsionirovaniia i razvitiia informatsionno-obrazovatel'noi sredy uchrezhdeniia vysshego obrazovaniia [Assessing the effectiveness of the functioning and development of the information and educational environment of a higher education institution]. Adukacyja i vyhavanne [Education and upbringing], 2023, no. 10, pp. 61–67. (In Russian)

Aksenchik N. V. Eksperimental'naia aprobatsiia razvitiia informatsionno-obrazovatel'noi sredy regional'nogo universiteta modeli 3.0 v usloviiakh tsifrovoi transformatsii obrazovaniia [Experimental testing of the development of the information and educational environment of a regional university of model 3.0 in the context of the digital transformation of education]. Pedagogicheskaia nauka i obrazovanie [Pedagogical science and education], 2023, no. 4, pp. 64–70. (In Russian)

Elektronnye obrazovatel'nye resursy [Electronic educational resources]. Ministerstvo obrazovaniia Respubliki Belarus'. Natsional'nyi institut obrazovaniia [Ministry of education of the Republic of Belarus. National institute of education]. (In Russian). Available at: https://e-vedy.adu.by (accessed: 22.10.2023).

Список литературы

Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1T0v7iQqQ9ZoxO2IIwR_OlhqZ3rjKVqY-/view. – Дата доступа: 01.10.2023.

О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 нояб. 2021 г., № 683 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100683. – Дата доступа: 01.10.2023.

Жук, А. И. Информационно-образовательная среда педагогического вуза: от электронного университета к цифровой экосистеме педагогической подготовки / А. И. Жук, О. А. Минич // Современные евразийские университеты: использование информационных технологий : монография. – Москва : ООО "МАКС Пресс", 2022. – С. 45–60.

Лозицкий, В.Л. Использование дидактического потенциала инновационных средств обучения в целостном педагогическом процессе в центрах STEM-образования / В.Л. Лозицкий // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. – 2019. – № 2. – С. 83–91.

Афзалова, А. Н. Дидактические аспекты развития информационной культуры в системе преемственности образования «школа-вуз» / А. Н. Афзалова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-3. – С. 7–11.

Гендина, Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. – 2002. – № 1. – С. 24–27.

Данильчук, Е. В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога / Е. В. Данильчук // Педагогика. – 2003. – № 1. – С. 65–74.

Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2005. – № 5. – С. 14–20.

Зинович, О. Информационная культура современного педагога как фактор повышения качества обучения / О. Зинович // Государства Центральной и Восточной Европы в исторической перспективе : сборник научных статей / Министерство образования Республики Беларусь [и др.] ; редкол.: В.И. Дунай [и др.] ; под ред. Р.Б. Гагуа. – Пинск : ПолесГУ, 2022. – Вып. 6. – С. 118-120.

Конюшенко, С. М. Формирование информационной культуры педагога: проектно-рефлексивный подход [Электронный ресурс] / С. М. Конюшенко // Интернет-журнал "Эйдос". – 2005. – 10 сентября. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-13.htm. – Дата доступа: 22.10.2023.

Лазарева, Л. И. Информационная культура и инновационная деятельность учителя / Л. И. Лазарева. – Кемерово : МБОУ ДПО «НМЦ», 2013. – 144 с.

Лозицкий, В. Л. Преодоление ситуации функционально-деятельностного разрыва у субъектов учебной деятельности в условиях цифровизации образования / В. Л. Лозицкий // Адукацыя і выхаванне. – 2023. – № 9. – С. 30–37.

Лозицкий, В. Л. Функциональная грамотность как компонент информационной культуры субъектов учебной деятельности в условиях цифровой трансформации образования / В. Л. Лозицкий // Адукацыя і выхаванне. – 2023. – № 11. – С. 5–14.

Минич, О. А. Развитие информационной культуры учителя в системе дополнительного образования взрослых : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / О. А. Минич ; БГПУ им. М. Танка. – Минск, 2012. – 26 с.

Аксенчик, Н. В. Оценивание эффективности функционирования и развития инфор-мационно-образовательной среды учреждения высшего образования / Н. В. Аксенчик // Адукацыя і выхаванне. – 2023. – № 10. – С. 61–67.

Аксенчик, Н. В. Экспериментальная апробация развития информационно-образовательной среды регионального университета модели 3.0 в условиях цифровой трансформации образования / Н. В. Аксенчик // Педагогическая наука и образование. – 2023. – № 4. – С. 64–70.

Электронные образовательные ресурсы [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. Национальный институт образования. – Режим доступа: https://e-vedy.adu.by. – Дата доступа: 22.10.2023.

Downloads

Published

2024-06-19

Issue

Section

Pedagogical sciences