Цифровизация образования в Республике Беларусь: проблемы и вызовы, риски и перспективы развития

Authors

  • В.Л. Лозицкий Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Keywords:

цифровизация образования, цифровая трансформация образования, информационно-коммуникационное пространство, технологизация образования

Abstract

Цель – выявление проблемных аспектов процессуального развития цифровой трансформации образовательной сферы в Республике Беларусь, определяемой с учетом основных тенденций совершенствованя динамично технологизируемого образования в качестве одного из детерминантов становления информационного общества в условиях вызревания вызовов и угроз системного средового и глобального характера. Материалы и методы. При написании статьи использовался комплекс источников, представленных научными публикациями по заявленной проблематике исследования, а также практикоориентированные положения Концепции цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 гг. Использованы контент-анализ источников и сравнительно-сопоставительный метод. Результаты. В ходе исследования выявлены основные проблемные аспекты процесса цифровизации образования в Республике Беларусь с учетом детерминантов формирования информационного общества и тенденций развития образовательной сферы. Автором конкретизирован понятийно-терминологический аппарат исследования, определены основные вызовы и угрозы, связанные с процессами инновационной технологизации образования и информационно-коммуникационного пространства, выделены перспективы развития научного поиска в области цифровой дидактики. Заключение. Цель исследования достигнута. Выявлены узловые проблемы процессуального развития цифровизации образования в Республике Беларусь во взаимосвязи с тенденциями становления информационного общества, динамичной технологизацией информационнокоммуникационного пространства и образовательной сферы. Автором учтена феноменологическая сущность цифровой трансформации образования, что позволяет осмысливать процессы ее инновационного совершенствования через понимание сложности, диалетической взаимосвязи и многоаспектности осуществляемых процессов в ходе научной рефлексии.

Author Biography

В.Л. Лозицкий, Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры экономики и бизнеса, докторант научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

References

Kontseptsiya tsiphrovoy transphormatsii protsessov v sisteme obrazovaniya Respu-bliki Belarus' na 2019–2025 gg. [The concept of digital transformation of processes in the education system of the Republic of Belarus for 2019–2025]. Gosudarstvennoye uschrejdeniye obrazovaniya «Minskiy gorodskoy institut razvitiya obrazovaniya» [State Educational Institution «Minsk city institute for the development of education»]. (In Russian). Available at: http://iso.minsk.edu.by/main.aspx?guid=34963 (accessed: 28.04.2023).

Bogush V. A., Shneiderov E. N. Tsifrovizatsiia obrazovaniia: problemy, vyzovy i perspektivy [Digitalization of education: problems, challenges and prospects]. Adukacyja i vyhavanne [Education and upbringing], 2021, no. 1, рр. 14–21 (In Russian).

Butina E. A. Tsifrovizatsiia obrazovatel'nogo prostranstva: riski i perspektivy [Digitalization of the educational space: risks and prospects]. Professional'noe obrazovanie v sov-remennom mire [Professional education in the modern world], 2020, no. 10 (2), рр. 3695–3701. (In Russian)

Vorohobov A. V. Tsifrovizatsiia obrazovaniia: aktual'nye trendy i filosofsko-metodologicheskie problemy [Digitalization of education: current trends and philosophical and methodological problems]. Iuridicheskaia nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii [Legal science and practice: journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia], 2020, no. 1 (49), рр. 220–222. (In Russian)

Zhuk О. L. Predprinimatel'skaia transfor-matsiia universitetov v usloviiakh chetvertoi promyshlennoi revoliutsii [Entrepreneurial transformation of universities in terms of the fourth industrial revolution]. Zhurnal Belo-russkogo gosudarstvennogo universiteta. Zhurnalistika. Pedagogika [Journal of the Belarusian State University. Journalism and Pedagogics], 2019, no. 1, рр. 108–116. (In Russian)

Korzina M. I. Rol' obrazovaniia v epokhu chetvertoi promyshlennoi revoliutsii (sotsi-al'no-filosofskii analiz) [Role of education in the fourth industrial revolution (social-philosophical analysis)]. Manuskript [Manuscript], 2020, no. 13 (10), рр. 186–192. (In Russian)

Rabinovich P. D., Zavedensky K. E., Kushnir M. E., Khramov Yu. E., Melik-Parsadanov A. R. Tsifrovaia transformatsiia obrazovaniia: ot izmeneniia sredstv k razvitiiu deiatel'nosti [Digital transformation of education: from change of means to development of activities]. Informatika i obrazovanie [Computer science and education], 2020, no. 5 (314), рр. 4–14. (In Russian)

Titarenko L. G. Vliianie tsifrovizatsii na uchebno-vospitatel'nyi protsess: perspektivy i riski [The impact of digitalization on the educational process: prospects and risks]. Vyshjejshaja shkola [Higher school], 2022, no. 1, рр. 5–7. (In Russian)

Uvarov A. Yu., Gable E., Dvoretskaya I.V., Zaslavsky I. M., Karlov I. A., Mertsalova T. A., Sergomanov P. A., Frumin I. D. Trudnosti i perspektivy tsifrovoi transformatsii obrazovaniia gidribiontov [Difficulties and prospects of digital transformation of education]. Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 2019. 342 р. (In Russian)

Choshanov M. A. E-didaktika: Novyi vzgliad na teoriiu obucheniia v epokhu tsifrovykh tekhnologii [E-didactics: A new look at the theory of learning in the age of digital technologies]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational technologies and society], 2013, vol. 16, no. 3, рр. 684–696. (In Russian)

Lozitskii V. L. Deviantnoe uchebnoe povedenie kak problema obespecheniia preemstvennosti obshchego srednego i vysshego obrazovaniia v usloviiakh tsifrovoi transformatsii [Deviant learning behavior as a problem of ensuring continuity of general secondary and higher education in the context of digital transformation]. Universitetskii pedagogicheskii zhurnal [University Peda-gogical Journal], 2023, no. 2, pp. 12–17. (In Russian)

Lozitskii V. L. Preodolenie situatsii funktsional'no-deiatel'nostnogo razryva u sub"ektov uchebnoi deiatel'nosti v usloviiakh tsifrovizatsii obrazovaniia [Overcoming the situation of the functional-activity gap among subjects of educational activities in the context of digitalization of education]. Adukacyja i vyhavanne [Education and upbringing], 2023, no. 9, pp. 30–37. (In Russian)

Список литературы

Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы : утв. Министром образования Респ. Беларусь 15.03.2019. – URL: https://drive.google.com/file/d/1T0v7iQqQ9ZoxO2IIwR_OlhqZ3rjKVqY-/view. (дата обращения: 18.06.2023).

Богуш, В. А. Цифровизация образования: проблемы, вызовы и перспективы / В. А. Богуш, Е. Н. Шнейдеров // Адукацыя і выхаванне. – 2021. – № 1. – С. 14–21.

Бутина, Е. А. Цифровизация образовательного пространства: риски и перспективы / Е. А. Бутина // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – № 10 (2). – С. 3695–3701.

Ворохобов, А. В. Цифровизация образования: актуальные тренды и философско-методологические проблемы / А. В. Ворохобов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2020. – № 1 (49). – С. 220–222.

Жук, О. Л. Актуальные направления раз-вития образования и научно-педагогических исследований в условиях цифровой трансформации / О. Л. Жук // Педагогика. – 2020. – № 3. – С. 5–14.

Корзина, М. И. Роль образования в эпоху четвертой промышленной революции (социально-философский анализ) / М. И. Корзина // Манускрипт. – 2020. – № 13 (10). – С. 186–192.

Рабинович, П. Д. Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности / П. Д. Рабинович [и др.] // Информатика и образование. – 2020. – № 5 (314). – С. 4–14.

Титаренко, Л. Г. Влияние цифровизации на учебно-воспитательный процесс: перспективы и риски / Л. Г. Титаренко // Вышэйшая школа. – 2022. – № 1. – С. 5–7.

Уваров, А. Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров [и др.] ; под редакцией А. Ю. Уварова, И Д. Фрумина. – Москва : Издательский дом Высшей шк. экономики, 2019. – 342 с.

Чошанов, М. А. E-дидактика: Новый взгляд на теорию обучения в эпоху циф-ровых технологий / М. А. Чошанов // Образовательные технологии и общество. – 2013. – Т. 16, № 3. – С. 684–696.

Лозицкий, В. Л. Девиантное учебное поведение как проблема обеспечения преемственности общего среднего и высшего образования в условиях цифровой трансформации / В. Л. Лозицкий // Университетский педагогический журнал. – 2023. – № 2. – С. 12–17.

Лозицкий, В. Л. Преодоление ситуации функционально-деятельностного разрыва у субъектов учебной деятельности в условиях цифровизации образования / В. Л. Лозицкий // Адукацыя і выхаванне. – 2023. – № 9. – С. 30–37.

Downloads

Published

2025-01-24

Issue

Section

Pedagogical sciences