Технология когнитивного моделирования в системном управлении стратегическим маркетингом производственных организаций
Ключевые слова:
системное управление, стратегический маркетинг, технология, когнитивное моделирование, конкурентоспособностьАннотация
Цель – развитие системного подхода к управлению стратегическим маркетингом на основе технологий когнитивного моделирования.
Материалы и методы. Теоретико-методической основой для исследований послужили труды отечественных и зарубежных авторов, связанные с реализацией системного управления маркетинговой деятельностью. Применены системный и процессный подходы, методы поиска и анализа первичной и вторичной информации, когнитивное моделирование.
Результаты. В статье представлено применение технологии когнитивного моделирования в рамках формирования и развития системы управления стратегическим маркетингом производственных организаций. Суть когнитивного моделирования состоит в исследовании причинно-следственных связей, определяющих внешнее воздействие на возможные сценарии стратегического развития субъекта хозяйствования. В виде взвешенного орграфа разработана когнитивная карта условий планирования и прогнозирования обновления активной части основных средств производственной организации с учетом коэффициента новизны. С применением компьютерной системы FCMapper проведено имитационное моделирование вероятных ситуаций и проанализированы альтернативные сценарии развития при изменении силы воздействия сигналов внешней среды.
Заключение. Использование когнитивного моделирования в управлении стратегическим маркетингом способствует развитию перспективного мышления у руководителей организаций за счет всестороннего представления исследуемой проблемной области, а также дает ее качественно-количественное и пространственно-временное описание. Проектирование когнитивных карт и сценариев позволяет верифицировать стратегическую информацию и принимать обоснованные управленческие решения.
Библиографические ссылки
Деминг, У. Э. Менеджмент нового времени: простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке / У. Э. Деминг ; пер. с англ. Т. Гуреш. – М. : Альпина Паблишер, 2019. – 181 с.
Зацепина, Е. В. Формирование системы управления стратегическим маркетингом про-изводственных организаций : дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Е. В. Зацепина. – Минск, 2023. – 188 л.
Коробов, В. Б. Теория и практика экспертных методов : монография / В. Б. Коробов ; под ред. Б. И. Кочурова. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 279 с.
Johnson-Laird, P. N. Mental models in cognitive science / P. N. Johnson- Laird // Cognitive Science. – 1980. – № 4. – P. 71–115.
Авдеева, З. К. Формирование стратегии развития социально- экономических объектов / З. К Авдеева, С. В. Коврига. – Saarbrucken : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. – 184 с.
Каталевский, Д. Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении : учеб. пособие / Д. Ю. Каталевский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дело, 2015. – 496 с.
Караев, Р. А. Когнитивные инструменты для динамического анализа бизнес- стратегий предприятий / Р. А. Караев [и др.] // Бизнес-информатика. – 2018. – № 1. – С. 7–16.
Заграновская, A. B. Моделирование сценариев развития экономической ситуации на основе нечетких когнитивных карт / A. B. Заграновская, Ю. Н. Эйсснер // Современная экономика: проблемы и решения. – 2017. – Т. 10. – С. 33–47.
Карасев, О. И. Интеллектуальное стратегическое сканирование – система методов решения прогнозно-аналитических задач / О. И. Карасев [и др.] // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. – 2019. – № 2. – С. 26–42.
Зацепина, Е. В. Направления повышения эффективности управления стратегической конкурентоспособностью производственных организаций / Е. В. Зацепина // Актуальные проблемы современных экономических систем – 2022 : сб. науч. тр. / Брест. гос. техн. ун-т ; редкол.: А. Г. Проровский [и др.]. – Брест, 2022. – С. 78–82.
References
Deming W.E. Menedzhment novogo vremeni: prosty`e mekhanizmy`, vedushhie k rostu, innovacziyam i dominirovaniyu na ry`nke [Management of modern times: simple mechanisms leading to growth, innovation and market dominance]. Moscow, Alpina Publisher, 2019,181 p. (In Russian)
Zatsepina E. V. Formirovanie sistemy` upravleniya strategicheskim marketingom proizvodstvenny`kh organizaczij [Formation of a management system for strategic marketing of industrial organizations]. Cand. sci. diss. Minsk, 2023, 188 l. (In Russian)
Korobov V. B. Teoriya i praktika e`kspertny`kh metodov [Theory and practice of expert methods]. Ed. B. I. Kochurov. Moscow, INFRA-M, 2019, 279 p. (In Russian)
Johnson-Laird P.N. Mental models in cognitive science. Cognitive Science. 1980, no. 4, pp. 71-115.
Avdeeva Z. K., Kovriga S.V. Formirovanie strategii razvitiya soczial`no- e`konomicheskikh ob`ektov [Formation of a strategy for the development of socio- economic objects]. Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011, 184 p.
Katalevsky D. Y. Osnovy` imitaczionnogo modelirovaniya i sistemnogo analiza v upravlenii [Fundamentals of simulation modeling and system analysis in management]. Moscow, Delo, 2015, 496 p. (In Russian)
Karaev R. A. et al. Kognitivny`e instrumenty` dlya dinamicheskogo analiza biznes-strategij predpriyatij [Cognitive tools for dynamic analysis of business strategies of enterprises]. Biznes-informatika [Business Informatics], 2018, no. 1, pp. 7-16. (In Russian)
Zagranovskaya A. B., Eissner Yu. N. Modelirovanie sczenariev razvitiya e`konomicheskoj situaczii na osnove nechetkikh kognitivny`kh kart [Modeling scenarios for the development of the economic situation based on fuzzy cognitive maps]. Sovremennaya e`konomika: problemy` i resheniya [Modern economics: problems and solutions]. 2017, vol. 10, pp. 33- 47. (In Russian)
Karasev O.I. et al. Intellektual`noe strategicheskoe skanirovanie – sistema metodov resheniya prognozno-analiticheskikh zadach [Intelligent strategic scanning – a system of methods for solving predictive and analytical problems]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of the Moscow University]. 2019, no. 2, pp. 26-42. (In Russian)
Zatsepina E. V. Napravleniya povy`sheniya e`ffektivnosti upravleniya strategicheskoj konkurentosposobnost`yu proizvodstvenny`kh organizaczij [Directions for improving the effectiveness of management of strategic competitiveness of industrial organizations]. Aktual`ny`e problemy` sovremenny`kh e`konomicheskikh sistem – 2022 [Actual problems of modern economic systems – 2022]. Ed. A. G. Prorovsky et al. Brest, 2022, pp. 78-82. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор предоставляет Редакции журнала на весь срок действия исключительных прав на Произведение следующие права:
1. право на воспроизведение Произведения (опубликование, обнародование, дублирование, тиражирование или иное размножение Произведения) без ограничения тиража экземпляров. При этом каждый экземпляр Произведения должен содержать имя автора Произведения;
2. право на распространение Произведения любым способом;
3. право на включение в составное произведение;
4. право на доведение до всеобщего сведения;
5. на использование метаданных (название, имя автора (правообладателя), аннотации, библиографические материалы и пр.) Произведений путем распространения и доведения до всеобщего сведения, обработки и систематизации, а также включения в различные базы данных и информационные системы.
6. право переуступить на договорных условиях частично или полностью полученные по настоящему договору права третьим лицам без выплаты Автору вознаграждения.
Автор передает права Редакция журналау по настоящему Договору на основе неисключительной лицензии.
Редакция журнала обязуется соблюдать предусмотренные действующим законодательством авторские права, права Автора, а также осуществлять их защиту и принимать все возможные меры для предупреждения нарушения авторских прав третьими лицами.
Территория, на которой допускается использование прав на Произведения, не ограничена.
Автор также предоставляет Редакция журналау право хранения и обработки следующих своих персональных данных без ограничения по сроку:
• фамилия, имя, отчество;
• дата рождения;
• сведения об образовании;
• сведения о месте работы и занимаемой должности;
• сведения о наличии опубликованных произведений литературы, науки и искусства.
Персональные данные предоставляются для их хранения и обработки в различных базах данных и информационных системах, включения их в аналитические и статистические отчетности, создания обоснованных взаимосвязей объектов произведений науки, литературы и искусства с персональными данными и т.п.
Редакция журнала имеет право передать указанные данные для обработки и хранения третьим лицам при условии уведомления о таком факте с предоставлением сведений о третьем лице (наименование и адрес) Автору.
Отзыв согласия на хранение и обработку персональных данных производится Автором путем направления соответствующего письменного уведомления Редакции журнала.
Автор и Редакция журнала несут в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь имущественную и иную юридическую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Сторона, ненадлежащим образом исполнившая или не исполнившая свои обязанности, обязана возместить убытки, причиненные другой Стороне, включая упущенную выгоду.
Все споры и разногласия Сторон, вытекающие из условий настоящего Договора, подлежат урегулированию путем переговоров, а в случае их безрезультатности, указанные споры подлежат разрешению в суде в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Расторжение настоящего соглашения возможно в любое время по обоюдному согласию Сторон, с обязательным подписанием Сторонами соответствующего соглашения об этом.
Расторжение настоящего соглашения в одностороннем порядке возможно в случаях, предусмотренных действующим законодательством, либо по решению суда.
Во всем, что не предусмотрено настоящим соглашением, Стороны руководствуются нормами действующего законодательства Республики Беларусь.