Проблематика устойчивого развития туризма в зарубежных исследованиях

Авторы

  • Е.А. Гречишкина Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Ключевые слова:

туризм, устойчивое развитие, местные сообщества, стейкхолдеры

Аннотация

В статье приводятся основные показатели развития туризма в мире и в Республике Беларусь по данным World Travel & Tourism Council в 2019-2020 годах, в т.ч. отмечается высокая чувствительность сферы туризма к изменениям и ограничениям, введенным разными странами в связи с пандемией COVID-19. Обосновывается актуальность проблематики устойчивого развития туризма в Республике Беларусь. Целью данного исследования является изучение новейших зарубежных исследований в сфере устойчивого развития туризма и возможностей их адаптации для Республики Беларусь. На основе проведенного исследования и систематизации изученного материала автором предложена концептуальная схема устойчивого развития туризма, которая включает продукт дестинации (турпродукт), дестинацию, ресурсы дестинации, стейкхолдеров (предприятия туриндустрии, местные сообщества, органы государственного управления, исследовательские учреждения), маркетинг дестинации и людей (совокупность посетителей дестинации). Отмечается, что устойчивое развитие туризма должно основываться на принципах поддержания качества окружающей среды, сохранения и защиты культурного наследия, создания выгод для местного населения и туристов, гармонии между местными сообществами, потребностями туристов и окружающей средой и осознанных совместных усилий всех стейкхолдеров.

Биография автора

Е.А. Гречишкина, Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинга и международного менеджмента

Библиографические ссылки

Чеботарев, В. А. Финансирование устойчивого развития туризма в Республике Беларусь / В. А. Чеботарев, Е. А. Гречишкина // Беларусь – Украина: многовекторные направления развития туризма в регионах : монография / Министерство образования Республики Беларусь, УО «Полесский государственный университет»; [авт. кол.: Аксенчик Н.В., Андриевич А.М., Антоненко И.Я. и др.]. – Пинск : ПолесГУ, 2020. – С. 111-120.

Гречишкина, Е. А. Роль маркетинга дестинаций в развитии туризма / Е. А. Гречишкина // Сфера обращения: проблемы и перспективы развития : коллективная монография / Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономи¬ческий университет им. Г.В. Плеханова». – Пермь, 2016. – С. 214-227.

Economic Impact Reports [Electronic resource] / World Travel & Tourism Council. – Mode of access: https://wttc.org/Research/Economic-Impact. – Date of access: 20.10.2021.

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/NSUR-2035-1.pdf. – Дата доступа: 12.10.2021.

Hrechyshkina, O. Management of sustainable development of regional tourism / О. Hrechyshkina // Management, Marketing, Tourism. – 2016. – Vol. XII (2). – С. 19-24.

Гречишкина, Е. А. Индикаторы оценки устойчивого развития туризма / Е.А. Гречишкина, О.А. Криошина // Региональная экономика. Юг России : научно-практический журнал. – 2017. – № 3 (17). – С. 37-44.

Гречишкина, Е. А. Управление устойчивым развитием туризма в регионе / Е. А. Гречишкина // Корпоративное управление и инновационное развитие: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета : электронный научный журнал. – 2017. – № 4. – С. 29-39.

Гречишкина, Е. А. Механизм управления устойчивым развитием регионального туризма / Е. А. Гречишкина // Економічний вісник Донбасу : науковий журнал. – 2018. – № 1 (51). – С. 150-159.

Zhang, S. A modernism-based interpretation of sustainable tourism / S. Zhang, E. S. W. Chan // International Journal of Tourism Research. – 2019. – Vol. 22 (2). – P. 223-237. DOI: org/10.1002/jtr.2330. DOI: org/10.1002/jtr.2330.

Amerta, I. M. S. Sustainable tourism development / I. M. S. Amerta, I. M. Sara, K. Bagiada // International Research Journal of Management, IT and Social Sciences. – 2018. – Vol. 5 (2). – P. 248-254.

Matiku, S. M. Sustainable Tourism Planning and Management for Sustainable Livelihoods / S. M. Matiku, J. Zuwarimwe, N. Tshipala // Development Southern Africa. – 2020. – Vol. 38 (4). – P. 524-538. DOI: org/10.1080/0376835x.2020.1801386.

Gavurova, B. Tourist spending and productivity of economy in OECD countries – research on perspectives of Sustainable Tourism / B. Gavurova, L. Suhanyi, M. Rigelský // Entrepreneurship and Sustainability Issues. – 2020. – Vol. 8(1). – P. 983-1000. DOI: org/10.9770/jesi.2020.8.1(66).

Tsai K.-N., Lo W.-S. Innovative service applies to sustainable tourism: an implemented strategy / K.-N. Tsai, W.-S. Lo // The International Journal of Organizational Innovation. – 2020. – Vol.13(1). – P. 395-412.

Kuzior, A. Post-Industrial Tourism as a Driver of Sustainable Development / Kuzior, A.; Lyulyov, O.; Pimonenko, T.; Kwilinski, A.; Krawczyk, D. // Sustainability. – 2021. – Vol, 13(15), 8145. DOI: org/10.3390/su13158145.

Butowski, L. Sustainable Tourism: A Human-Centered Approach / L. Butowski // Sustainability. – 2021. – Vol. 13(15), 1835. DOI: org/10.3390/su13041835.

References

Chebotarev V.A., Hrechyshkina O.O. Finansirovanie ustoichivogo razvitiia turizma v Respublike Belarus [Financing sustainable tourism development in the Republic of Belarus]. Belarus – Ukraina: mnogovektornye napravleniia razvitiia turizma v regionakh [Belarus – Ukraine: multi-vector directions of tourism development in the regions]. Pinsk, PolesGU, 2020, pp. 111-120. (In Russian)

Hrechyshkina O.O. Rol marketinga destinatsii v razvitii turizma [The Role of Destination Marketing in Tourism Development]. Sfera obrashcheniia: problemy i perspektivy razvitiia [Sphere of circulation: problems and development prospects]. Perm, 2016, pp. 214-227. (In Russian)

Economic Impact Reports. World Travel & Tourism Council. Available at: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (accessed: 20.10.2021).

Natsionalnaia strategiia ustoichivogo razvitiia Respubliki Belarus na period do 2035 goda [National strategy for sustainable development of the Republic of Belarus for the period up to 2035]. Available at: http://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/NSUR-2035-1.pdf (accessed: 12.10.2021). (In Russian)

Hrechyshkina O. Management of sustainable development of regional tourism. Management, Marketing, Tourism, 2016, vol. XII (2), pp. 19-24.

Hrechyshkina O.O., Krioshina O.A. Indikatory otsenki ustoichivogo razvitiia turizma [Indicators for assessing sustainable tourism development]. Regionalnaia ekonomika. Iug Rossii [Regional Economy. South of Russia], 2017, vol. 3 (17), pp. 37-44. (In Russian)

Hrechyshkina O.O. Upravlenie ustoichivym razvitiem turizma v regione [Management of sustainable development of tourism in the region]. Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie: Vestnik Nauchno-issledovatelskogo tsentra korporativnogo prava, upravleniia i venchurnogo investirovaniia Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta : elektronnyi nauchnyi zhurnal [Corporate governance and innovative development: Bulletin of the Research Center for Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University: electronic scientific journal], 2017, vol. 4, pp. 29-39. (In Russian)

Hrechyshkina O.O. Mekhanizm upravleniia ustoichivym razvitiem regionalnogo turizma [Mechanism for managing sustainable development of regional tourism]. Ekonomichnyj visnyk Donbasu [Economic Bulletin of Donbass], 2018, vol. 1 (51), pp. 150-159. (In Russian)

Zhang, S., Chan, E. S. W. A modernism-based interpretation of sustainable tourism. International Journal of Tourism Research, 2019, vol. 22(2), pp. 223–237. DOI: org/10.1002/jtr.2330.

Amerta, I. M. S., Sara, I. M., Bagiada, K. Sustainable tourism development. International Research Journal of Management, IT and Social Sciences, 2018, vol. 5(2), pp. 248-254.

Matiku, S. M., Zuwarimwe, J., & Tshipala, N. Sustainable Tourism Planning and Management for Sustainable Livelihoods. Development Southern Africa, 2020, vol. 38(4), pp. 524–538. DOI: org/10.1080/0376835x.2020.1801386.

Gavurova, B., Suhanyi, L., & Rigelský, M. Tourist spending and productivity of economy in OECD countries – research on perspectives of Sustainable Tourism. Entrepreneurship and Sustainability Issues, 2020, vol. 8(1), pp. 983–1000. DOI: org/10.9770/jesi.2020.8.1(66).

Tsai K.-N., Lo W.-S. Innovative service applies to sustainable tourism: an implemented strategy. The International Journal of Organizational Innovation, 2020, vol.13 (1), pp. 395-412.

Kuzior A., Lyulyov, O., Pimonenko, T., Kwilinski, A., Krawczyk, D. Post-industrial tourism as a driver of sustainable development. Sustainability, 2021, vol. 13(15), 8145. DOI: org/10.3390/su13158145.

Butowski L. Sustainable Tourism: A Human-Centered Approach. Sustainability, 2021, vol, 13 (15), 1835. DOI: org/10.3390/su13041835.

Загрузки

Опубликован

2021-12-10

Выпуск

Раздел

Экономика, менеджмент и маркетинг, право в туризме и гостеприимстве