Последствия влияния пандемии коронавируса на развитие туризма в Азербайджане

Авторы

  • Ф.П. Рахманов Азербайджанский государственный экономический университет (UNEC), г. Баку, Азербайджан
  • Э.Б. Сулейманов Бакинский инженерный университет, Азербайджан
  • Э.М. Годжаева Азербайджанский университет туризма и маркетинга, г. Баку

Ключевые слова:

пандемия коронавируса, туристическая отрасль, поведенческие стереотипы, средства размещения, социологический опрос, внутренний туризм, уровень дохода, респонденты, туристический сервис

Аннотация

В статье анализируются и обобщаются результаты эмпирических измерений, полученные в ходе оригинального социологического обследования, охватывающего 417 респондентов в различных регионах Азербайджана. Авторы акцентируют внимание на вопросах перспектив развития внутреннего и въездного туризма в республике в современных условиях и в постпандемический период, изменении поведенческих стереотипов потенциальных путешественников: стратегиях поведения в зависимости от финансовых возможностей, предпочтений в использовании посредников, отношению к коллективным средствам размещения, использованию дополнительных дезинфицирующих средств в жилых помещениях и пр. Теоретико-методологическая база социологического анализа стратегии и тактики правительств различных стран в условиях эпидемии коронавируса находится в стадии становления, что затрудняет проведение сравнительных исследований и применение их результатов в практике управления туристической отраслью. Недостаточно изучены установки и стереотипы поведения населения в контексте отношения к путешествиям в условиях пандемии, планирования туристических поездок по Азербайджану и за пределы республики. Крайне мало эмпирических данных, отражающих, с одной стороны, потребности и интересы населения в сфере туризма в ближайшее время (в условиях временного снятия ограничений на поездки и частичного возобновления авиасообщения) и, с другой стороны, реальные возможности и ограничения развития индустрии туризма в постпандемический период. Таким образом, при наличии обширного научного материала по проблематике туризма в целом, мы не располагаем работами, посвященными оценке краткосрочных и среднесрочных эффектов распространения COVID-19 на внутренний и въездной туризм, анализу последствий введенных ограничений на передвижение граждан и работу отрасли, эффективности мер поддержки туриндустрии и индустрии гостеприимства в условиях пандемии, рациональному выбору тактики поведения населения, особенностям реакций на соблюдение санитарных предписаний со стороны граждан. Настоящая статья в определенной степени восполняет данный пробел.

Биографии авторов

Ф.П. Рахманов, Азербайджанский государственный экономический университет (UNEC), г. Баку, Азербайджан

д-р экон. наук, професор, Заслуженный учитель республики

Э.Б. Сулейманов, Бакинский инженерный университет, Азербайджан

д-р филос. по экон., доцент, проректор по науке

Э.М. Годжаева, Азербайджанский университет туризма и маркетинга, г. Баку

д-р филос. по экон, доцент; заведующий кафедрой «Маркетинг»

Библиографические ссылки

О туризме [Электронный ресурс] : Закон о Туризме Республики Азербайджан, 4 июня 1999 г., №674-IQ: в ред. Закона Респ. Азербайджан от 03.05.2019г. // Нац. центр прав. информ. Респ. Азербайджан. – Баку, 2020.

Концепция развития «Азербайджан 2020: видение будущего». – Баку, 2012. – 40 с.

Стратегическая дорожная карта развития специализированной индустрии туризма в Азербайджанской Республике. Баку, 6 декабря 2016 года.

Государственная программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики на 2014-2018 годы. – Баку : Издательско-полиграфический центр Нурлар, 2019.

Абадов, М.К. Азербайджанский туризм и проблемы его развития / Масим Абадов – Баку : Восток-Запад, 2014. – 247, [5] с.

Сулейманов, Э.Б. Экономика Азербайджана / Э. Сулейманов, О.А. Керим Мамедов. – Баку : Восток-Запад, 2016. – 412 с.

Асланов, Э.И. Сектор туризма в Азербайджане: возможности, проблемы и перспективы. Заключительный отчет / Э. Асланов. – Баку: Восток-Запад, 2010. – 265 с.

Билалов, Б.А. Основы туризма. / Б. Билало, Ч.Г. Гулалиев – Баку : Издательство НПО, 2015. – 496 с.

Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – СПб.: Герда, 2014. – 544 с.

Власова, И.Б. Основы туристской деятельности / И.Б. Власова, И.В. Зорин, Е.М. Ильина. – М.: Российский международный институт туризма, 2007. – 658 с.

Гаврильчак, И.Н. Основные принципы организации и развития международного туризма : Монография / И.Н. Гаврильчак; М-во образования Рос. Федерации. С.-Петерб. гос. ин-т сервиса и экономики. – СПб. : Сервис : С.-Петерб. гос. ин-т сервиса и экономики, 2001. – 179 с.

Тайгибова, Т.Т. Государственное регулирование туризма. Как у них? [Электронный ресурс] / Т. Тайгибова. – Режим доступа: http://www.tourvest.ru/articles/article0009.– Дата доступа : 14.09.2020.

Зорин, И.В. Туризм как вид деятельности : учебник / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.

Купер, К. Экономика туризма: теория и практика / К. Купер, Д. Флетчер, Д. Гильберт. – СПб. : СПбГИА, 2008. – 200 с.

Левашенко, А.Д. Меры поддержки сектора туризма в условиях кризиса, вызванного COVID-19 [Электронный ресурс] / А.Д. Левашенко, С.М. Анес. – Режим доступа: https://www.ranepa.ru/documents/monitoring/2020_10-112_April.pdf. – Дата доступа : 14.10.2020.

Rakhmanov, P.R. Development of national tourism in the Republic of Azerbaijan: barriers to economic growth of the industry / P.R. Rakhmanov // MANEKO. Journal of Corporate Management and Economics. – 2017. – Vol. 15, № 1. – Р. 78-90.

Cohen, E. Towards a Sociology of International Tourism / E. Cohen // Social Research. – 1992. – Vol. 39. – Р. 164-182.

Dellaert, B. Tourists’ Mental Representations of Complex Travel Decision Problems / B. Dellaert, T. Arentze, O.Horeni. // Journal of Travel Research. – 2014. – Vol. 53.–P. 3-11. DOI:10.1177/0047287513506297.

MacCannell. D. Staged Authenticity: Arrangements of Social Space in Tourist Setting / D. MacCannell // American Journal of Sociology . – 2015. – Vol. 79 (3). – P. 589-603.

Kortunov, V. V. Tourism as a Way of Expanding Human Existence / V. V. Kortunov, V.A. Chudinov, E.Y. Sokolova // World Applied Sciences Journal. – 2014. – Vol. 30 (1). – P. 124-127.

Recovery Scenarios 2020 & Economic Impact from COVID-19 Infographics: [Electronic resource]. – Mode of access : https://wttc.org/Research/Economic-Impact/Recovery-Scenarios-2020-Economic-Impact-from-COVID-19. – Date of access: 20.08.2020.

Hilman, H. Market Orientation Practices and Effects on Organizational Performance: Empirical Insight from Malaysian Hotel Industry / H. Hilman, N. Kaliappen // SAGE Open. – 2014. – Vol. 4, № 4. – P.47-49. doi: 10.1177/2158244014553590.

UNWTO [Electronic resource]. – Mode of access : https://www.unwto.org/. – Date of access : 20.08.2020.

IATA [Electronic resource]. – Mode of access : https://www.iata.org/. – Date of access: 20.08.2020.

References

O turizme [National Center for Legal Information of the Republic of Azerbaijan]: Zakon o Turizme Respubliki Azerbaydzhan, 4 iyunya 1999 g., №674-IQ: v red. Zakona Resp. Azerbaydzhan [Law on Tourism of the Republic of Azerbaijan, June 4, 1999, No. 674-IQ: as amended by Law Rep. Azerbaijan]. Baku, 2020 (accessed: 03.05.2019).

Kontseptsiya razvitiya «Azerbaydzhan 2020: videniye budushchego» [Development concept "Azerbaijan 2020: vision of the future"]. Baku, 2012, 40 p. (In Azerbaijan)

Strategicheskaya dorozhnaya karta razvitiya spetsializirovannoy industrii turizma v Azerbaydzhanskoy Respublike [Strategic roadmap for the development of the specialized tourism industry in the Republic of Azerbaijan.]. Baku, December 6, 2016 (In Azerbaijan)

Gosudarstvennaya programma sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Azerbaydzhanskoy Respubliki na 2014-2018 gody [State program of socio-economic development of the regions of the Republic of Azerbaijan for 2014-2018]. Baku: Nurlar Publishing and Printing Center, 2019 (In Azerbaijan)

Abadov M.K. Azerbaĭdzhanskiyat turizŭm i problemi na negovoto razvitie [Azerbaijan tourism and problems of its development]. Baku: East-West, 2014, 247 p. (In Azerbaijan)

El'chin Suleymanov Osman Aras, Kerim Mamedov. Ekonomika Azerbaydzhana [Economy of Azerbaijan]. Baku: East-West, 2016, 412 p. (In Azerbaijan)

Aslanov E.I. Sektor turizma v Azerbaydzhane: vozmozhnosti, problemy i perspektivy. Zaklyuchitel'nyy otchet [Tourism sector in Azerbaijan: opportunities, problems and prospects. Final report]. Baku: East-West, 2010, 265 p. (In Azerbaijan)

Bilalov B.A., Gulaliyev, CH.G. Osnovy turizma [Basics of tourism]. Baku: NGO Publishing House, 2015, 496p. (In Azerbaijan)

Birzhakov M.B. Vvedeniye v turizm [Introduction to tourism]. Saint Petersburg: Gerda., 2014, 544 р. (In Russian)

Vlasova I.B., Zorin I.V., Il'ina Ye.M .. Osnovy turistskoy deyatel'nosti [Basics of tourism]. Moscow: Russian International Institute of Tourism, 2007, 658 p. (In Russian)

Gavril'chak, I.N. Osnovnyye printsipy organizatsii i mezhdunarodnogo razvitiya turizma: Monografiya [Basic principles of organization and development of international tourism: Monograph]. Saint Petersburg: Service, 2001, 179 р. (In Russian)

Taygibova T.T. Gosudarstvennoye regulirovaniye turizma. Kak u nikh? [State regulation of tourism. How are they?] (In Russian). Available at: http://www.tourvest.ru/articles/article0009 (accessed 14.09.2020).

Zorin I.V., Kaverina T.P., Kvartal'nov V.A . Turizm kak vid deyatel'nosti [Tourism as an activity]. Moscow: Finance and statistics, 2005, 288 p. (In Russian)

Kuper K., Fletcher D., D. Gil'bert. Ekonomika turizma: teoriya i praktika [Tourism Economics: Theory and Practice]. Saint Petersburg : SPbGIA, 2008, 200 p. (In Russian)

Levashenko A.D., Anes S.M. Mery podderzhki sektora turizma v usloviyakh krizisa, vyzvannogo COVID-19 [Support measures for the tourism sector amid the COVID-19 crisis]. (In Russian). Available at: https://www.ranepa.ru/documents/monitoring/2020_10-112_April.pdf. (accessed: 14.09.2020).

Rakhmanov P.R. Development of national tourism in the Republic of Azerbaijan: barriers to economic growth of the industry Journal of Corporate Management and Economics, 2017, Vol. 15, no. 1, pp.78-90.

Cohen E. Towards a Sociology of International Tourism. Social Research, 1992, Vol. 39, pp. 164-182.

Dellaert B. Tourists’ Mental Representations of Complex Travel Decision Problems. Journal of Travel Research, 2014, Vol. 53, pp. 3-11.

MacCannell D. Staged Authenticity: Arrangements of Social Space in Tourist Setting. American Journal of Sociology, 2015, Vol. 79, pp. 589-603.

Kortunov V.V. Tourism as a Way of Expanding Human Existence. World Applied Sciences Journal, 2014, Vol. 30, pp. 124-127.

Recovery Scenarios 2020 & Economic Impact from COVID-19 Infographics. Available at: https://wttc.org/Research/Economic-Impact/Recovery-Scenarios-2020-Economic-Impact-from-COVID-19. (accessed: 20.08.2020).

Hilman H. Market Orientation Practices and Effects on Organizational Performance: Empirical Insight from Malaysian Hotel Industry. SAGE Open, 2014, Vol. 4, no. 4, pp. 47-49.

UNWTO. Available at: https://www.unwto.org/. (accessed: 20.08.2020).

IATA. Available at: https://www.iata.org (accessed: 20.08.2020).

Загрузки

Опубликован

2020-12-23

Выпуск

Раздел

Туризм в регионах