Сравнительный анализ национальных требований к подготовке кадров в сфере туризма и гостеприимства в Республике Беларусь и Республике Польша в контексте реализации совместных образовательных программ
Abstract
В статье сформулированы отличия национальных требований к магистерской подготовке в Республике Беларусь и Республике Польша. В отличие от Республики Беларусь, Польша сформировала в полном объеме Национальную рамку квалификаций, которая адекватно отражает требования Европейской рамки квалификаций. Основу Польской рамки квалификаций составляет система образовательных компетенций (в Республике Беларусь – система знаний и в меньшей степени – компетенций), которая позволяет разрабатывать требования как образовательных, так и профессиональных стандартов, а также обеспечивает сопоставимость навыков и умений, полученных в различных образовательных системах в результате реализации программ повышения мобильности магистров и выпускников; рынок квалификаций (в противовес рынку дипломов); социальное партнерство с работодателями; наличие эффективно функционирующих общественно– профессиональных механизмов национальной системы оценки качества образования. Предложены пути сближения национальных требований в целях повышения конкурентоспособности подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства. The article defines the differences in national requirements for master's–level education in the Republic of Belarus and the Republic of Poland. Unlike the Republic of Belarus, Poland formed in full National framework of qualifications, which adequately reflects the requirements of the European qualifications framework. The basis of the Polish qualifications framework is a system of educational competences (in the Republic of Belarus – system of knowledge and to a lesser extent, competences), which allows to develop requirements both educational and professional standards, as well as provides comparability of skills and abilities gained in different educational systems in the implementation of programs to increase the mobility of graduate students and alumni; the market of qualifications (as opposed to the market of diplomas); social partnership with employers; the existence of well–functioning professional public mechanisms of the national system of education quality assessment. The ways of convergence of national requirements to improve the competitiveness of training professionals in tourism and hospitality.References
The European Higher Education Area in 2015: Bologna process implementation report. European Commission / EACEA / Eurydice, 2015. – 304 p. – Режим доступа: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/ documents/thematic_reports/182EN.pdf
Соотношение польской квалификационной рамки с Европейской квалификационной рамкой в контексте обучения на протяжении всей жизни: Рекомендательный отчет. – Режим доступа:
http://biblioteka–krk.ibe.edu.pl/opac_css/doc_num.php?explnum_id=606
Образование в Республике Беларусь: Статистический сборник. – Мн., 2015. – 226 с.
Коулз, М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда / М. Коулз, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. – М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009 – 115 с.