Философско-эстетическая система Ж.-М. Г. Леклезио и еe художественная реализация

  • О.Ф. Жилевич (O.F. Jilevich), канд. фил. наук, доцент Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Ключевые слова: французская литература, Жан-Мари Гюстав Леклезио, Материальный экстаз, философско-аллегорический роман, Спиноза, Этика, рационализм, материя, homo sapiens, экзистенциализм

Аннотация

Цель: выявить философско-эстетические основы творчества Ж.-М. Г. Леклезио и определить специфику художественной реализации взглядов прозаика в философско-аллегорическом романе.

Материалом для исследования послужил труд Б. Спинозы «Этика» и произведения Ж.-М. Г. Леклезио «Материальный экстаз», Terra Amata, «Книга бегств», «Война» «Путешествия по ту сторону», «Неизвестный на земле».

Методы исследования: сравнительно-исторический метод, системно-структурный метод исследования художественного текста, концепция диалогичности художественного мышления.

Результаты исследования могут использоваться в дальнейшем изучении художественного наследия Жана-Мари Гюстава Леклезио. Выявленные в статье философско-эстетические основы творчества писателя и их художественная реализация в философско-аллегорическом романе позволят углубить осмысление современного литературного процесса.

Заключение. Б. Спиноза и Ж.-М. Г. Леклезио напоминают нам, что мы – смертные существа, связанные материальной Вселенной, от которой зависит наше дальнейшее существование. Кроме того, отвергая бинарную логику, унаследованную от ренессансного гуманизма и разоблачая присущие недостатки декартовой логики, которые не имеют реальной основы, оба мыслителя побуждают отчужденного современного субъекта искать философские и, возможно, даже духовные искупления от нищеты человеческого состояния в единственном месте, где мы действительно знаем, что существуем. Вместо того чтобы изобретать воображаемые небесные райские места, которые ждут наших некоторых «привилегированных» видов после короткого пребывания на земле, оба автора утверждают, что первый шаг к просветлению – перестать отрицать нашу собственную материальную сущность. Взгляды Б. Спинозы и Ж.-М. Г. Леклезио представляют собой бесценную отправную точку для того, чтобы пересмотреть взаимоотношения между человечеством и остальной частью планеты во время беспрецедентного экологического бедствия. Их глубокие размышления о материи и её бесконечных модификациях потенциально могут изменить ход современной цивилизации, пробуждая нас от эгоистических, антропоцентрических заблуждений. В таких художественных произведениях как «Материальный экстаз», «Terra Amata», «Книга бегств», «Война» «Путешествия по ту сторону», «Неизвестный на земле» писатель утверждает, что первый шаг к пониманию сложных отношений между человечеством и остальной частью Вселенной является принятие основных фундаментальных реальностей. «Если мы отрицаем нашу телесность и связь с окружающим нас миром природы, тогда как мы можем надеяться понять себя?» – задается вопросом писатель. По мысли прозаика, человеческая жизнь – это все-го лишь один способ или форма, которую материя временно принимает, прежде чем «переработать» свою энергию для продолжения различных органических циклов. В притчево-аллегорической форме Ж.-М. Г. Леклезио напоминает отчужденному и разъединенному современному субъекту, что Земля предшествует человечеству и может однажды продолжить свою безразличную траекторию без нас. Возможно, эта реализация является наиболее важной от правной точкой для представления более реалистичной и устойчивой связь между глобальным человеческим обществом и космосом.

Литература

1. Le Clézio, J.-M. G. L’Africain. Traits et portraits / J.-M. G. Le Clézio. – Paris : Mercure de France, 2004. – 103 p.

2. Kern-Oudot, C. Poétique du chant dans l’œuvre de J.M.G. Le Clézio / C. Kern-Oudot // Colloque Le Clézio, 9–11 décembre 2004, Toulouse. Ailleurs et origines : parcours poétiques, sous la direction de Bernadette Rey Mimoso-Ruiz. – Paris : Editions Universitaires du Sud, 2006. – P. 147–159.

3. Labbé, Michelle Le Clézio, l’écart romanesque / M. Labbé. – Paris ; Montréal ; Torino : l’Harmattan, 1999. – 285 p.

4. Lehtovuori, E. Les Voies de Narcisse ou Le Problème du miroir chez Michel Tournier / E. Lehtovuori. – Helsinki : Suomalainen Tiedeakatemia, 1995. – 289 р.

5. Michel, J. Une Mise en récit du silence : Le Clézio, Bosco, Gracq / J. Michel. – Paris : Corti, 1986. – 184 p.

6. Molinié, G. Approches de la réception : sémiostylistique et sociopoétique de Le Clézio / G. Molinié. – Paris : Presses universitaires de France, 1993. – 306 p.

7. Salles, M. Le Clézio : notre contemporain / M. Salles. – Rennes : Presses universitaires de Rennes, 2006. – 338 p.

8. Viart, D. Le roman français au XX-e siècle / D. Viart. – Paris : Hachette, 1999. – 158 p.

9. Cavallero, Cl. Le Clézio, témoin du monde / Cl. Cavallero. – Clamart, Calliopées, 2009. – 308 p.

10. Жилевич, О. Ф. Философские основы творчества Сильви Жермен (на примере философско-аллегорического романа «Взгляд медузы) / О. Ф. Жилевич // Веснік Палескага дзяржаўнага універсітэта. Серыя грамадскіх і гуманітарных навук : научно–практический журнал. – 2019. – № 1. – С. 79-86. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=39407927. – Дата доступа : 09.10.2019.

11. Le Сlézio, J. M. G. L’extase matérielle / J. M. G. Le Сlézio. – Paris :Gallimard, 1967. – 336 р.

12. Spinoza, B. The Ethics / B. Spinoza. – London: Loki’s Publishing. 2017. – 222 p.

13. Le Clézio, J.-M. G. La fièvre / J.­M. G. Le Clézio. – Paris: Gallimard, 1965. – 421 р.

14. Le Clézio, J.-M. G. Voyages de l’autre côté / J.­M. G. Le Clézio. – Paris : Gallimard, 1975. – 308 p.

References

1. Le Clézio J.-M. G. The African. Traits and portraits. Paris, 2004. 103 p. (In French)

2. Kern-Oudot C. Poetics of singing in the work of J.M.G. Le Clézio . Le Clézio Symposium, 9-11 December 2004, Toulouse. Elsewhere and origins: poetic journeys, under the direction of Bernadette Rey Mimoso-Ruiz. Paris, 2006. pp. 147-159. (In French)

3. Labbé M. Le Clézio, the romance gap. Paris; Montreal; Torino, 1999. 285 p. (In French)

4. Lehtovuori E. The Paths of Narcissus or The Problem of the Mirror by Michel Tournier. Helsinki, 1995. 289 р. (In French)

5. Michel J. An introduction to silence: Le Clézio, Bosco, Gracq. Paris, 1986. 184 p. (In French)

6. Molinié G. Approaches to reception: semiotics and sociopoetics of Le Clézio. Paris, 1993. 306 p. (In French)

7. Salles M. Le Clézio: our contemporary. Rennes, 2006. 338 p. (In French)

8. Viart D. The French novel in the XXth century. Paris, 1999. 158 p. (In French)

9. Cavallero Cl. The Clézio, witness of the world. Clamart, 2009. 308 p. (In French)

10. Jilevich O. F. Filosofskie osnovy tvorchestva Sylvy Germain (na primere filosofsko-allegoricheskogo romana «Vzgljad meduzy» [Philosophical bases of Sylvy Germen's work (On the example of the philosophical and allegorical novel «The Medusa Child»)]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Pоlesky State University. Series in Social Sciences and Humanities]. 2019, no 1. pp. 79-86. (In Russian). Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=39407927. (accessed: 10.09.2019).

11. Selzio J. M. G. The material ecstasy. Paris, 1967. 336 р. (In French)

12. Spinoza B. The Ethics. London, 2017. 222 p.

13. Le Clézio J.-M. G. The fever. Paris, 1965. 421 р. (In French)

14. Le Clézio J.-M. G. Voyages on the other side. Paris, 1975. 308 p. (In French)
Опубликован
2019-12-14
Выпуск
Раздел
Философские науки