Формирование ценностных ориентаций экологического характера у учащихся в процессе инновационной деятельности

  • И.Л. Серко (I.L. Searko), методист Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», г. Минск, Республика Беларусь
  • Т.В. Каленчук (T.V. Kalenchuk), ассистент Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Ключевые слова: ценностные ориентации, инновационная деятельность, экологический подход, экологическая культура

Аннотация

Авторы статьи раскрывают аспекты ценностных ориентаций учащихся и педагогов в области инновационной деятельности экологического характера. В статье освещены наиболее важные аспекты в сфере экологического образования с точки зрения развития ценностных ориентаций. Представлены конкретные примеры по формированию экологических ценностных ориентаций у учащихся. Раскрывается сущность модели по формированию экологической культуры субъектов инновационной деятельности.

Литература

1. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО « МОДЭК», 2000. – 272 с.

2. Кабуш, В.Т. Ценности – основа гуманистической воспитательной системы. Праблемы выхавання / В.Т. Кабуш // Адукацыя і выхаванне. – 2005. – № 6. – С. 19-24.

3. Каленчук, Т.В. Биоэтические основания обеспечения безопасности жизнедеятельности. / Т.В. Каленчук, С.Н. Соколова / Обеспечение безопасности жизнедеятельности: проблемы и перспективы : сб. материалов XIV Международной научно-практической конференции. – Минск : УГЗ, 2020. - С. 167-169.

4. Каленчук, Т.В. Культурная среда как фактор обеспечения безопасности жизнедеятельности человека / Т.В. Каленчук, С.Н. Соколова // Обеспечение безопасности жизнедеятельности: проблемы и перспективы : сб. материалов XIV Международной научно-практической конференции. – Минск : УГЗ, 2020. - С. 231-233.

5. Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу 2023 года. От 29.11.2017 №742. Минск. Национальный институт образования., 2018. – С.4.

6. Котлярова, А.А. Ценностные ориентации экологического характера в современной социокультурной ситуации. / А.А. Котлярова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-ekologicheskogo-haraktera-v-sovremennoy-sotsiokulturnoy-situatsii/viewer. – Дата доступа: 08.04.2020.

7. Сатуева, Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания / Л.Л. Сатуева. // Педагогика высшей школы. – 2016. – № 1 (4). – С. 27-30. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/3/archive/21/805/. – Дата доступа: 21.04.2019.

8. Соколова, С.Н. Культура безопасности современного общества и аксиологическая матрица личности / С.Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2017. – № 1. – С. 66-73.

9. Сурикова, О.В. Инновационный процесс в учреждении образования / О.В. Сурикова, Т.Ф. Пашкович. – ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2017. – 288 с.

References

1. Astashova N.A. Uchitel: problema vybora I formirovanie cennostej [Teacher: the problem of choice and formation of values]. Moscow, Moskovskij psihologo-socialnyj institute; Voronezh: Izdatelstvo NPO «MODEK», 2000, 272 p. (In Russian)

2. Kabush V.T. Cennosti – osnova gumanisticheskoj vospitatelnoj sistemy [Values are the basis of humanistic educational system]. Prablemy vyhavannya. Adukacyya i vyhavanne, 2005, no. 6, pp. 19-24. (In Russian)

3. Kalenchuk T.V., Sokolova S.N. Bioehticheskie osnovaniya obespecheniya bezopasnosti zhiznedeyatelnosti [Bioethical foundations of life safety]. Obespechenie bezopasnosti zhiznedeyatelnosti problem i perspektivy: sb. materialov XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Minsk, UGZ, 2020, pp. 167-169. (In Russian)

4. Kalenchuk T.V., Sokolova S.N.Kulturnaya sreda kak factor obespecheniya bezopasnosti zhiznedeyatelnosti cheloveka [The cultural environment as a factor of safety of human activity]. Obespechenie bezopasnosti zhiznedeyatelnosti problem i perspektivy: sb. materialov XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Minsk, UGZ, 2020, pp. 231-233. (In Russian)

5. Konceptualnye podhody k razvitiyu sistemy obrazovaniya Respubliki Belarus do 2020 goda i na perspektivu 2023 goda [Conceptual approaches to the development of the education system of the Republic of Belarus until 2020 and for the future of 2023]. Ot 29-11-2017 no 742. Minsk, nacionalnyj institute obrazovaniya, 2018, p. 4. (In Russian)

6. Kotlyarova A. A. Cennostnye orientacii ehkologicheskogo haraktera v sovremennoj sociokulturnoj situacii [Value orientations of ecological character in the modern sociocultural situation]. (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-ekologicheskogo-haraktera-v-sovremennoy-sotsiokulturnoy-situatsii/viewer (accessed: 08.04.2020).

7. Satueva L.L. Formirovanie ehkologicheskoj kultury i ehsteticheskogo otnosheniya cheloveka k prirode posredstvom ehkologicheskogo vospitaniya [Formation of ecological culture and aesthetic attitude of man to nature through ecological education] Pedagogika vysshej shkoly, 2016, no 1(4), pp. 27-30. (In Russian). Available at: https://moluch.ru/th/3/archive/21/805/ (accessed: 21.04.2019).

8. Sokolova S.N. Kultura bezopasnosti sovremennogo obshchestva i aksiologicheskaya matrica lichnosti [Culture of safety of a modern society and axiological matrix of personality]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya obshchestvennyh i gumanitarnyh nauk, 2017, no. 1, pp. 66-73. (In Russian)

9. Surikova O.V., Pashkovich T.F. Innovacionnyj process v uchrezhdenii obrazovaniya [Innovation process in the educational institution]. GUO «Acad. Poslediplomnogo obrazovanija», Minsk, APO, 2017, 288 p. (In Russian)
Опубликован
2020-06-03
Выпуск
Раздел
Педагогические науки