Разработка коррекционной программы для школьников с нарушением слуха на основе исследования психофизиологических (зрительно-моторные реакции) особенностей

М.Н. Кипень (M.N. Kipen), И.Н. Григорович (I.N. Grigorovich), Н.Г. Кручинский (N.G. Kruchinsky)

Аннотация


В статье рассматриваются вопросы разработки программы реабилитации детей школьного возраста с нарушением слуха на основе учета их психофизиологических показателей, определяемых по выраженности зрительно-моторных реакций. Ключевые слова: школьники, нарушение слуха, психофизиологические особенности, зрительно-моторные реакции. The article deals with the development of a program for the rehabilitation of school-age children with hearing impairment based on their psychophysiological indices, determined by the severity of visual motor reactions. Keywords: schoolchildren, hearing impairment, psychophysiological features, visual-motor reactions.

Литература


Евсеева, О.Э. Опыт повышения квалификации специалистов по работе с инвалидами / О.Э. Евсеева // Лесгафтовец. – 2012. – № 1. – С. 3–4.

Козина, Ж.Л. Сравнительная характеристика психофизиологических возможностей квалифицированных баскетболисток с нарушениями слуха и квалифицированных здоровых баскетболисток / Ж.Л.Козина // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. – 2013. – №7. – С. 28–33.

Коробейников, Г.В. Физиологические механизмы мобилизации функциональных резервов организма человека при напряженной мышечной деятельности / Г.В.Коробейников // Физиология человека. – 1995. – Т. 21(3). – С. 81–86.

Мантрова, И.Н. Методические руководства по психофизиологической и психологической диагностике / И. Н. Мантрова. – Иваново: Нейрософт, 2007. – 119 с.

Михаленкова, И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха / И.А.Михаленкова. – СПб.: Речь, 2006. – 24 с.

Преображенский, Б.С. Принципы классификации школьной тугоухости / Б.С.Преображенский// Журнал ушных, носовых и горловых болезней. – 2011. – № 1. – 176 с.

Сологуб, Е.Б. Физиологические основы направленной адаптации мозга спортсменов к решению тактических задач / Е.Б.Сологуб // Теория и практика физической культуры. – 1990. – №5. – С. 6–8.

Смирнов, В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность / В.М. Смирнов, С.М. Будылина – М.: Академия, 2003. – 304 с.

Феклистова, С.Н. Взаимодействие специалистов в процессе коррекционной работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению учащихся с нарушением слуха / С.Н.Феклистова // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – № 5. – С. 4–11.

Хватова, М.В. Лабильность нервной системы подростков и её психологические и физиологические корреляты / М.В.Хватова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 3: Биология. – 2007. – № 3. – С. 54–64.

Шаханова, А.В. Психофизиологический профиль и вегетативный статус у юных футболистов и баскетболистов 10–15 лет, занимавшихся в режиме ДЮСШОР / А.В.Шаханова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Естественно-математические и технические науки. – 2008. – № 9. – С. 75–86.

Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка: практические аспекты ее исследования в условиях спортивной деятельности / Б.П.Яковлев // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 5. – С. 25–28.

Evseeva O.E. Opyt povysheniya kvalifikatsii spetsialistov po rabote s invalidami [Experience in improving the skills of specialists working with disabled people] . Lesgaftovets, 2012, no. 1, pp. 3–4.(In Russian)

Kozina Zh.L. Sravnitel'naya kharakteristika psikhofiziologicheskikh vozmozhnostey kvalifitsirovannykh basketbolistok s narusheniyami slukha i kvalifitsirovannykh zdorovykh basketbolistok [Comparative

characteristics of psychophysiological capabilities of qualified hearing- impaired basketball players and qualified healthy basketball players]. Pedagogіka, psikhologіya ta mediko-bіologіchnі problemi fіzichnogo vikhovannya і sportu [Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports], 2013, no.7 , pp.28–33.(In Russian)

Korobeynikov G.V. Fiziologicheskie mekhanizmy mobilizatsii funktsional'nykh rezervov organizma cheloveka pri napryazhennoy myshechnoy deyatel'nosti [Physiological mechanisms of mobilization of

functional reserves of the human body in cases of intense muscular activity]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 1995. Vol. 21(3), pp. 81–86. (In Russian)

Mantrova I.N. Metodicheskie rukovodstva po psikhofiziologicheskoy i psikhologicheskoy diagnostike [Methodical guide on psychophysiological and psychological diagnostics]. Ivanovo, Neyrosoft Publ., 2007, 119 p.

Mikhalenkova I.A. Praktikum po psikhologii detey s narusheniem slukha [Practicum on the psychology of hearing-impaired children], Saint Petersburg, Rech' Publ., 2006. 24 p. (In Russian)

Preobrazhenskiy B.S. Printsipy klassifikatsii shkol'noy tugoukhosti [Principles of classification of school deafness] Zhurnal ushnykh, nosovykh i gorlovykh bolezney [Journal of Ear, Nose and Throat Diseases], 2011, no. 1, pp. 176.

Sologub E.B. Fiziologicheskie osnovy napravlennoy adaptatsii mozga sportsmenov k resheniyu takticheskikh zadach [Physiological basis of directed adaptation of athletes` brains to solving tactical tasks]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1990, no.5, pp. 6–8. (In Russian)

Smirnov V.M. Fiziologiya sensornykh sistem i vysshaya nervnaya deyatel'nost' [Physiology of sensory systems and higher nervous activity]. Moskow, Akademiya Publ., 2003. 304 p. (In Russian)

Feklistova S.N. Vzaimodeystvie spetsialistov v protsesse korrektsionnoy raboty po razvitiyu slukhovogo vospriyatiya i obucheniyu proiznosheniyu uchashchikhsya s narusheniem slukha [Interaction of specialists in the process of corrective work on the development of auditory perception and the pronunciation training of hearing- impaired students]. Specyjal"naja adukacyja, 2011, no. 5, pp. 4–11. (In Russian)

Khvatova M.V. Labil'nost' nervnoy sistemy podrostkov i ee psikhologicheskie i fiziologicheskie korrelyaty [Lability of the nervous system of adolescents and its psychological and physiological correlates]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 3: Biologiya [Vestnik of Saint Petersburg University. Biology], 2007, no. 3, pp. 54–64. (In Russian)

Shakhanova A.V. Psikhofiziologicheskiy profil' i vegetativnyy status u yunykh futbolistov i basketbolistov 10–15 let, zanimavshikhsya v rezhime DYuSShOR [Psychophysiological profile and vegetative status of young football players and basketball players at the age of 10-15, engaged in the regime of specialized schools of Olympic Reserve]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvenno-matematicheskie i tekhnicheskie nauki [The Bulletin of the Adyghe State University, the series Natural-Mathematical and Technical Sciences], 2008, no. 9, pp. 75–86. (In Russian)

Yakovlev B.P. Psikhicheskaya nagruzka: prakticheskie aspekty ee issledovaniya v usloviyakh sportivnoy deyatel'nosti [Mental burden: practical aspects of its research in the context of sports activities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2000, no. 5, pp. 25–28. (In Russian)