Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста как приоритетное направление в физическом воспитании

Н.А. Шарикало (N.A. Sharikalo)

Аннотация


Статья посвящена развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста как приоритетному направлению в физическом воспитании учреждения дошкольного образования. Автор дает характеристику понятию «физические качества» и анализирует все качества, которые входят в это понятие. В данной статье было проведено обследование разно-полых детей старшего дошкольного возраста (пяти-шести лет), посещающих дошкольное образовательное учреждение города Пинска Республики Беларусь. Автором оценивалась физическая подготовленность детей, которая определялась по степени развития физических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств). Использовались контрольные упражнения, применяемые в программе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Представленные данные физической подготовленности детей старшего дошкольного возраст сопоставлялись с оценочными таблицами. Выявлены уровни физической подготовленности дошкольников по трехуровневой шкале. Делается вывод, что основным приоритетным направлением в физическом воспитании учреждении дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста является развитие физических качеств. Развивать эти качества необходимо с учетом индивидуальных, морфофункциональных и возрастных особенностей детей, а также специфики моторных способностей и личностных мотиваций для укрепления здоровья, улучшения самочувствия, к здоровому образу жизни. Ключевые слова: развитие, физические качества, дети старшего дошкольного возраста, разнополые дети, уровни физической подготовленности. The article is devoted to the development of physical qualities of preschool children as a priority direction in the physical education of the preschool education establishment. The author gives a description of the concept, ”physical qualities“ and analyzes all the qualities that are included in this concept. In this article, a survey was carried out of different-sex children of preschool children (five to six years) attending pre-school educational institutions in Pinsk, the Republic of Belarus. The author evaluated the physical preparedness of children, which was determined by the degree of development of physical qualities (speed, strength, agility, flexibility, endurance, speed-strength qualities). Control exercises used in the program of physical education of preschool children were used. The presented data of physical preparedness preschool children were compared with the evaluation tables. Levels of physical preparedness of preschool children on a three-level scale are revealed. It is concluded that the main priority in the physical education preschool children is the development of physical qualities. To develop these qualities is necessary taking into account the individual, morphofunctional and age characteristics of children, as well as the specifics of motor abilities and personal motivations for promoting health, improving one's health, and a healthy lifestyle. Keywords: development, physical qualities, preschool children, heterosexual children, levels of physical fitnes.

Полный текст:

PDF

Литература


Теория и методики физического воспитания: учебное пособие / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

Глазырина, Л.Д. На пути к физическому совершенствую / Глазырина Л.Д.. – Минск : Полымя, 1987. – 147 с.

Дудьев, В. П. Психомоторика: словарь-справочник / В. П. Дудьев – М. : Владос, 2008. – 368 с.

Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. М:, 1966. – С. 177 – 178.

Зуев, В.М. Формирование точности движений у детей 5-7 лет на занятиях по физической культуре: Дис. …канд. пед. наук / В.М. Зуев. – М., 1992. – 177 с.

Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.

Сулейманов, И.И. Система основных понятий теории физической культуры: учебное пособие / И.И. Сулейманов. – Тюмень: изд-во “Вектор Бук”, 1999. – 16 с.

Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2010. – 480 с.

Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / В.Н. Шебеко. – 3-е изд., стерсотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 1998. – 192 с.

Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / В. А. Шишкина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2011. – 136 с.

Ashmarin B.A., Vinogradov Yu.A., Vyatkina 3.N. et al. Teoriya i metodiki fizicheskogo vospitaniya: uchebnoe posobie [Theory and methods of physical education]. Moscow, Prosveshchenie Pabl., 1990. p. 287 (In Russian)

Glazyrina L.D. Na puti k fizicheskomu sovershenstvuyu [On the way to physical perfection]. Minsk, Polymya Pabl., 1987. p. 147 (In Russian)

Dud’ev V.P. Psikhomotorika: slovar’-spravochnik [Psychomotorics: dictionary-reference]. Moscow, Vlados Pabl., 2008. P. 368 (In Russian)

Zatsiorskiy V. M. Fizicheskie kachestva sportsmena [Physical qualities of the athlete]. Moscow, 1966, pp. 177 – 178. (In Russian)

Zuev V. M. Formirovanie tochnosti dvizheniy u detey 5-7 let na zanyatiyakh po fizicheskoy kul'ture. [Formation of the movements accuracy in children of 5-7 years old in physical education classes]. Cand. sci. diss. Moscow, 1992. p. 177 (In Russian)

Stepanenkova E.Ya. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i razvitiya rebenka [Theory and methods of physical education and child development: Manual for students of higher educational establishments]. Moscow, Akademiya Pabl., 2006. P. 368 (In Russian)

Suleymanov I.I. Sistema osnovnykh ponyatiy teorii fizicheskoy kul’tury [System of the basic concepts of physical culture theory]. Tyumen’, Vektor Buk Pabl., 1999. P. 16 (In Russian)

Kholodov Zh.K., Kuznetsov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methods of physical education and sports]. Moscow, Akademiya Pabl., 2010. p. 480 (In Russian)

Shebeko V.N. Fizicheskoe vospitanie doshkol’nikov [Physical education of preschool children]. Moscow, Akademiya Pabl., 1998. P. 192. (In Russian)

Shishkina V.A. Dvigatel'noe razvitie doshkol'nika: posobie dlya pedagogov uchrezhdeniy doshkol'nogo obrazovaniya [Motor development of preschool children: manual for teachers of pre-school educational establishments]. Minsk, National Institute of Education Pabl., 2011. p. 136. (In Russian)