Познавательная деятельность студентов в условиях цифровизации образования
Ключевые слова:
познавательная деятельность, студенты, цифровизация, образованиеАннотация
В статье акцентируется внимание на дискуссионном характере результатов исследований цифровизации образования в целом и организации познавательной деятельности студентов в новых условиях в частности. Отмечается, что на современном этапе на мотивационный, целевой, операционный и результирующий компонент познавательной деятельности оказывает влияние тотальная доступность информации, легкость ее поиска, что приводит к обесцениванию знания. Познавательная деятельность в условиях цифровизации образования способствует формированию цифровой грамотности, информационно-коммуникативной компетентности, эмоционального и социального интеллекта. Возможные негативные изменения в сфере познавательной деятельности связаны с рисками потери базовых когнитивных компетенций, снижения общего уровня подготовки, ухода от фундаментальности, развития дислексии и дисграфии в связи с приоритетом невербального общения. Существенной особенностью познавательной деятельности студентов в условиях цифровизации образования является способность быстро ориентироваться в больших объемах информации, оценивать значимость контента. Вместе с тем, фиксируются существенные затруднения в усвоении больших форм учебного материала, так как становится приоритетной ориентация на краткие и наглядные формы представления информации, сопровождающиеся визуальной наглядностью. Результаты исследования могут быть применены для дальнейшего комплексного изучения познавательной деятельности студентов в условиях цифровизации образования, а также для разработки рекомендаций и проектирования мероприятий и систем повышения качества высшего образования.
Библиографические ссылки
Вожиевская, Т. И. Когнитивное и личностное развитие студентов педагогического вуза / Т. И. Вожиевская // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. – 2008. – № 5. – С. 100–105.
Голованова, А. А. Психологические эффекты цифровизации образования / А. А. Голованова // Страховские чтения. – 2019. – № 27. – С. 71–75.
Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2013. – 448 c.
Конкин, А. А. Цифровизация образования: преодоление барьеров и рисков на пути к цифровому университету будущего / А. А. Конкин // Гуманитарные исследования. – 2020. – № 2(27). – С. 136–140.
Левина, Е. Ю. Цифровизация – условие или эпоха развития системы высшего образования? / Е. Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 5(136). – С. 8–14.
Лизунова, И. В. Чтение с листа или c экрана? Преимущества, недостатки, цифровое неравенство / И. В. Лизунова, А. Ван дер Вил, Л. Гарсия-Фебо, Е.В. Пшеничная // Библиосфера. – 2020. – № 3. – С. 45–57.
Лызь, Н. А. Возможности и риски информационно-образовательной деятельности студентов в интернет-пространстве / Н. А. Лызь, О. Н. Истратова, А. Е. Лызь // Открытое образование. – 2020. – Т. 24, № 4. – С. 67–74.
Оганов, А. А. Образование: основные вызовы современности / А. А. Оганов, И. Г. Хангельдиева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-3. – С. 194–199.
Ожиганова, Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения / Е. М. Ожиганова // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2015. – № 1(1). – С. 94–97.
Осмоловская, И. М. Разработка учебников нового поколения в России / И. М. Осмоловская // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. – 2016. – Т. 6, № 1. – С. 71–77.
Панченко, О. Л. Риски в развитии цифровизации образования и их классификация / О. Л. Панченко // Наука, образование, инновации: гуманитарные, естественно-научные и технические решения современности: материалы XXIII Всероссийской науч-практ. Конф., 10 февраля 2020 года. / Южный университет; редкол. С.А. Анесянц [и др.]. – Ростов-на-Дону, 2020. – С. 144–146.
Психологический словарь / под общ. науч. ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. – 800 с.
Стариченко, Б. Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 4. – С. 16–26.
Хаджиев, С. М. Познавательная деятельность и специфика ее осуществления учащимися старших классов / С. М. Хаджиев // Научно-теоретический журнал. –2011. Вып. 3(8). – С.114–120.
References
Vozhievskaya T.I. Kognitivnoe i lichnostnoe razvitie studentov pedagogicheskogo vuza [Cognitive and personal development of pedagogical university students] Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Social'no-gumanitarnye i psihologo-pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Pskov state university. series: social and humanitarian sciences]. 2008, no 5, pp. 100-105. (In Russian)
Golovanova A.A. Psihologicheskie effekty cifrovizacii obrazovaniya [Psychological effects of digitalization of education] Strahovskie chteniya [Strakhov readings]. 2019, no 27, pp. 71-75. (In Russian)
Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya [Educational psychology]. M.: MPSI, MODEK, 2013, 448 p. (In Russian)
Konkin A.A. Cifrovizaciya obrazovaniya: preodolenie bar'erov i riskov na puti k cifrovomu universitetu budushchego [Digitalization of education: overcoming barriers and risks on the way to the digital university of the future]. Gumanitarnye issledovaniya [Humanitarian studies]. 2020, no 2(27), pp. 136-140. (In Russian)
Levina E.Yu. Cifrovizaciya – uslovie ili epoha razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya? [Digitalization condition or epoch of development higher education systems?] Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal]. 2019, no 5 (136), pp. 8-14. (In Russian)
Lizunova I. V., Van der Vil A., Garsiya-Febo L., Pshenichnaya E.V. Chtenie s lista ili c ekrana? Preimushchestva, nedostatki, cifrovoe neravenstvo [Reading on paper and screens? Advantages, disadvantages and digital inequality]. Bibliosfera [Bibliosphere]. 2020, no 3, pp. 45-57. (In Russian)
Lyz' N.A., Istratova O.N., Lyz' A.E. Vozmozhnosti i riski informacionno-obrazovatel'noj deyatel'nosti studentov v internet-prostranstve [Opportunities and Risks of Students’ Information-Educational Online Activity] Otkrytoe obrazovanie [Open education]. 2020, vol. 24, no 4, pp.67-74. (In Russian)
Oganov A.A., Hangel'dieva I.G. Obrazovanie: osnovnye vyzovy sovremennosti [Education: the main challenges of our time] Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern teacher education]. 2018, no 58-3, pp. 194-199. (In Russian)
Ozhiganova, E.M. Teoriya pokolenij N. Houva i V. Shtrausa. Vozmozhnosti prakticheskogo primeneniya [Straus Howe Generational Theory. Opportunities of Practical Application] Biznes-obrazovanie v ekonomike znanij. [Business education in the knowledge economy] 2015, no 1(1), pp. 94-97. (In Russian)
Osmolovskaya I.M. Razrabotka uchebnikov novogo pokoleniya v Rossii [Development of textbooks of new generation in Russia] Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni YAnki Kupaly. Seriya 3. Filologiya. Pedagogika. Psihologiya [Vesnik of Yanka Kupala State University of Grodno. Series 3. Philology. Pedagogy. Psychology]. 2016, vol.6, no 1, pp. 71-77. (In Russian)
Panchenko O.L. Riski v razvitii cifrovizacii obrazovaniya i ih klassifikaciya [Risks in the development of digitalization of education and their classification] Nauka, obrazovanie, innovacii: gumanitarnye, estestvenno-nauchnye i tekhnicheskie resheniya sovremennosti [Science, education, innovation: humanitarian, natural science and technical solutions of our time]. Rostov-na-Donu, 2020. pp. 144-146. (In Russian)
Psihologicheskij slovar' [Tekst]. Red. P.S. Gurevicha. M.: OLMA PRESS Obrazovanie, 2007. 800 p. (In Russian)
Starichenko B. E. Cifrovizaciya obrazovaniya: realii i problemy [Digitalization of education: realities and problems] Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher education in Russia]. 2020, no 4, pp. 16-26. (In Russian)
Hadzhiev S.M. Poznavatel'naya deyatel'nost' i specifika ee osushchestvleniya uchashchimisya starshih klassov [Cognitive activity and the specifics of its implementation by high school students] Nauchno-teoreticheskij zhurnal [Scientific and theoretical journal]. 2011. iss. 3(8). pp. 114-120. (In Russian)