Философско-аллегорический роман в эпоху модернизма: традиции и новации
Ключевые слова:
философско-аллегорический роман, постмодернизм, трансцендентный, монадологическая модель, мета нарратив, экстраспекцияАннотация
Цель работы: выявить философско-аллегорические черты романа М. Пруста «В поисках утраченного времени». Методы исследования: диалектический, генетический, герменевтический, структурно-семиотический, интертекстуальный, системный. Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении философско-аллегорического романа с позиций современной эстетики, культурологии, литературной критики, сравнительно-типологических исследований, что, в свою очередь, позволит углубить понимание современного литературного процесса. Выводы. Начав с короткого исторического обзора, который доказал трансцендентную функциональность аллегории со времен средневековья, мы обнаружили, что аллегория приобрела «второе дыхание» в литературе модернизма. В отличие от эстетического постулата романтиков о выражении самого себя в идиллической природе, Ш. Бодлер использовал аллегорию как часть своей программы «surnaturalisme», чтобы вернуть в художественное произведение метафизические знания, потерянные в повседневной жизни, а также антагонизировать природу. Аллегория как сакральный жанр воссоздает образ утраченного Бога. Концепцию аллегории Ш. Бодлера продолжил М. Пруст. В. Беньямин в своих трудах предложил рассматривать воскрешение прошлого в романе «В поисках утраченного времени» как аллегорию. Аллегория у М. Пруста возвращает утраченный рай. Рай детства и юности, который (заново) возрождается воображаемыми, сюрреалистическими паттернами индивидуального прошлого. В романе «В Поисках утраченного времени» аллегорическая реконструкция воображаемого субъекта имеет эстетический характер. Порог духовной жизни отражен у М. Пруста, с одной стороны, как топографическое явление. Таким образом, мы можем найти монадологическую модель внутреннего и внешнего мира, которая мотивирует топологию Поиска и раскрывает субъект как «Я» глубинное. С другой стороны, топос «порог» имеет телесность, и поэтому топографическая модель дополняется концепцией трансцендентального действия. Перед смертью «Марсель» должен написать книгу, отражающую его внутренний мир и тем самым отразить суть времени в Священном Писании. Концепция трансцендентального письма обозначает текст, процесс восприятия и чтения как перформативный. Процесс чтения создает дискурсивную ситуацию, пробуждающую время, отраженное в тексте. В этой ситуации актуализированного чтения бесконечная аллегорическая цепочка может быть расшифрована читателем в переживании, аналогичном переживанию воскрешения «Марселя».
Библиографические ссылки
Жилевич, О. Ф. Роман "Дорога" К.Маккарти как аллегория апокалипсиса в XXI веке / О. Ф. Жилевич // Веснік Палескага дзяржаўнага універсітэта. Серыя грамадскіх і гуманітарных навук: научно-практический журнал. – 2021. – № 1. – С. 64-73.
Мамардашвили, М. К. Лекции о Прусте / М. К. Мамардашвили. – М.: Ad Marginem, 1995. – 548 с.
Михайлов, А. Д. Поэтика Пруста / А. Д. Михайлов. – М.: Языки славянской культуры, 2012. – 504 с.
Моруа, А. В поисках Пруста / А. Моруа. – СПб.: Лимбус Пресс; Издательство К. Тублина, 2018. – 400 с.
Baudelaire, Ch. Les Fleurs du Mal / Ch. Baudelaire. – Paris, Flammarion, 1991. – 189 p.
Benjamin, W. The Origin of German Tragic Drama. Trans. John Osborne / W. Benjamin. – New York: Verso, 2009. – 240 p.
Bestegui, M. Proust as Philosopher. The Art of Metaphor / M. Bestegui. – L.; N. Y., 2013. – 138 p.
Bonnet, H. Alphonse Darlu (1849–1921), le maître de philosophie de Marcel Proust [Электронный ресурс] / H. Bonnet // Cahiers internationales des études françaises. 1960. – № 12. – С. 191–197. – Режим доступа : http://www.persee.fr/doc/caief_0571-5865_1960_num_12_1_2176 – Дата доступа: 01.09.2021
Brée, G. La conception proustienne de l’ “esprit” [Электронный ресурс] / G. Brée // Cahiers internationales des études françaises. 1960. – № 12. – С. 199–210. – Режим доступа: http:// www.persee.fr/doc/caief_0571-5865_1960_num_12_1_2177 – Дата доступа: 01.09.2021
Deleuze, G. Marsel Proust et les signes / G. Deleuze. – P.: PUF, 2014. – 228 с.
De Man, P. Reading (Proust) / P. De Man // Allegories of Reading, Figural Language in Rousseau, Nietzsche, Rilke and Proust. – London, New Haven, Yale University Press, 1988. – С. 57-78.
Fraisse, L. Proust et la philosophie de la volonté / L. Fraisse // Littérature. – 2014. – № 175. – С. 61–75.
Knaller, K. A Theory of Allegory beyond Walter Benjamin and Paul de Man; with Some Remarks on Allegory and Memory / K. Knaller // The Germanic Review: Literature, Culture, Theory. – 77:2. – С. 83-101.
Loehr, J. Science critique et conscience d’auteur: Proust à l’épreuve / J. Loehr // Littérature. – 2012. – № 168. – С. 103–120.
Milly, J. Autobiographie et littérature chez Proust / J. Milly // Francofonia. 1987. – № 13. – С. 3–11.
Proust, M. Contre Sainte-Beuve, précédé de Pastiches et mélanges et suivi de Essais et articles / M. Proust. – Paris, Gallimard, 1971. – 1040 с.
Proust, M. Le Temps retrouvé / M. Proust. – Paris, Gallimard, 1989. – 474 с.
Ricoeur, P. The Rule of Metaphor: Multidisciplinary Studies of the Creation of Meaning in Language / P. Ricoeur // Trans. Robert Czerny with Kathleen McLaughlin and John Costello. – Toronto: University of Toronto Press, 1977. – 454 с.
Schamel, A. Allegory as imaginary past: transcendence and acting subject in Proust's Recherche », TRANS [En ligne], 6 | 2008, mis en ligne le 07 juillet 2008, consulté le 28 septembre 2021. – Режим доступа: http://journals.openedition.org/trans/285 – Дата доступа: 01.09.2021
References
Jilevich O.F. Roman "Doroga" K.Makkarti kak allegoriya apokalipsisa v XXI veke [The novel "The Road" by K. McCarthy as an allegory of the Apocalypse in the XXI century]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya obshhestvenny`kh i gumanitarny`kh nauk [Bulletin of Polessky State University. Series in Social sciences and Humanities]. 2021, no. 1, pp. 64-73. (In Russian)
Mamardashvili M.K. Lekczii o Pruste [Lectures about Proust]. M .: Ad Marginem, 1995, 548 p. (In Russian)
Mikhailov A.D. Poe`tika Prusta [Poetics of Proust]. M .: Languages of Slavic culture, 2012, 504 p. (In Russian)
Maurois A. V poiskakh Prusta [In Search of Proust]. SPb .: Limbus Press; K. Tublin Publishing House, 2018, 400 p. (In Russian)
Baudelaire, Ch. Les Fleurs du Mal. Paris, Flammarion, 1991, 189 p. (in French)
Benjamin W. The Origin of German Tragic Drama. Trans. John Osborne. New York: Verso, 2009, 240 p.
Bestegui M. Proust as Philosopher. The Art of Metaphor. L.; N. Y., 2013, 138 p.
Bonnet H. Alphonse Darlu (1849–1921), le maître de philosophie de Marcel Proust. Cahiers internationales des études françaises. 1960, no 12, pp. 191–197. Available at: http://www.persee.fr/doc/caief_0571-5865_1960_num_12_1_2176. (accessed: 01.09.2021). (in French)
Brée G. La conception proustienne de l’ “esprit”. Cahiers internationales des études françaises. 1960, no 12, pp. 199–210. Available at: http:// www.persee.fr/doc/caief_0571-5865_1960_num_12_1_2177 (accessed: 01.09.2021). (in French)
Deleuze G. Marsel Proust et les signes / G. Deleuze. P.: PUF, 2014. – 228 p. (in French)
De Man P. Reading (Proust) Allegories of Reading, Figural Language in Rousseau, Nietzsche, Rilke and Proust. London, New Haven, Yale University Press, 1988, pp. 57-78.
Fraisse L. Proust et la philosophie de la volonté. Littérature. 2014, no. 175, pp. 61–75. (in French)
Knaller K. A Theory of Allegory beyond Walter Benjamin and Paul de Man; with Some Remarks on Allegory and Memory. The Germanic Review: Literature, Culture, Theory. 77:2, pp. 83-101.
Loehr J. Science critique et conscience d’auteur: Proust à l’épreuve. Littérature. – 2012, no 168, pp. 103–120. (in French)
Milly J. Autobiographie et littérature chez Proust. Francofonia. 1987, no 13, pp. 3–11. (in French)
Proust M. Contre Sainte-Beuve, précédé de Pastiches et mélanges et suivi de Essais et articles. Paris, Gallimard, 1971, 1040 p. (in French)
Proust M. Le Temps retrouvé. Paris, Gallimard, 1989, 474 p. (in French)
Ricoeur P. The Rule of Metaphor: Multidisciplinary Studies of the Creation of Meaning in Language. Trans. Robert Czerny with Kathleen McLaughlin and John Costello. Toronto: University of Toronto Press, 1977, 454 p.
Schamel, A. Allegory as imaginary past: transcendence and acting subject in Proust's Recherche », TRANS- [En ligne], 6 | 2008, mis en ligne le 07 juillet 2008, consulté le 28 septembre 2021. Available at: http://journals.openedition.org/trans/285. (accessed: 01.09.2021).