Музыкально-компьютерные образовательные системы как интерактивное средство обучения студентов
Ключевые слова:
музыка, музыкальные компьютерные игры, чат-бот с искусственным интеллектом, студентыАннотация
В статье раскрывается сущность музыкально-компьютерной образовательной системы как многоуровневой структурной организации аудиовизуальных средств зрительского восприятия виртуального пространства, базирующейся на интерактивных и моделирующих механизмах реализации образцов форм, способов и стилей мышления студентов на основе проблемных полей и перспектив развития. Установлены противоречия между:
а) потребностями компьютерного переоснащения учебных заведений с учетом интегрированного, инклюзивного образования и стереотипной подготовкой студентов;
б) декларацией реформирования музыкального образования и реальной познавательно-информационной, развивающе-воспитывающей и практической деятельностью.
Системно-мыследеятельностный подход, реализуемый посредством мыследеятельностной педагогики и базовой задачно-целевой стратегии обучения (термин Н.А. Масюковой), включает образцы форм, способов и стилей мышления (методологические, конструктивно-технические, научные, проектные, организационно-управленческие, исторические и др.) взамен информационно-заданьевой парадигмы, базирующейся на цепочке слушание-запоминание-усвоение-репродуктивное предъявление результатов обучения-оценивание (А. Дистерверг, Я.А. Коменский и др.).
Определяются специфические особенности мультимедиапродуктов (игровые, образовательные, специальные программы, предназначенные для самостоятельного любительского, профессионального уровней), различных типов компьютерных технологий (презентации; электронные энциклопедии; информативные, тематические и образовательно-игровые компьютерные программы; программы-тренажеры; системы виртуального эксперимента; электронные учебники и учебные курсы; флеш-игры), чат-ботов с искусственным интеллектом и нейронных сетей, генерирующих музыку («Чат-нейросеть ChatOPT» генерация нот, «MuseNet» – комбинирование различных жанров, «MusicLM» – создание аудио по текстовому описанию).
Выявлены позиции педагогической деятельности студентов как методистов-сценаристов, конструкторов учебных средств, методистов-семиотехников и символогов, методистов-эпистемотехников, операционализаторов мышления и процедуризаторов, проектировщиков форм учебно-обучающей деятельности, методистов-культуротехников.
Библиографические ссылки
Масюкова, Н. А. Модель дидактических сценариев уроков в условиях современной образовательной среды / Н. А. Масюкова // Столичное образование. – 2010. – № 7.– С. 20–33.
Дуйсенбаев, К. А. Музыкально-компьютерные программы: учебно-метод. пособие / К. А. Дуйсенбаев, Э. Б. Штурм ; М-во образования и науки РК.– Алматы : НИЦ «Ғылым», 2002. – 170 с.
Дворецкая, А. В. Основныетипы компьютерных средств обучения / А. В. Дворецкая // Информационные технологии. – 2009. – №3. – С.187 – 188.
Колесникова, Г. И. Искусственный интеллект: проблемы и перспективы / Г. И. Колесникова // Видеонаука. – №2(10). – 2018.– С. 34–39.
References
Masyukova N.A. Model` didakticheskikh sczenariev urokov v usloviyakh sovremennoj obrazovatel`noj sredy` [Model of didactic scenarios of lessons in the conditions of the modern educational environment]. Stolichnoe obrazovanie [Metropolitan Education]. 2010, no. 7, pp. 20–33. (In Russian)
Duisenbaev K.A., Storm E.B. Muzy`kal`no-komp`yuterny`e programmy` [Musical-computer programs: educational method. allowance]. Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan. Almaty: NIC "Gylym", 2002, 170 p. (In Russian)
Dvoretskaya A.V. Osnovny`etipy` komp`yuterny`kh sredstv obucheniya [Main types of computer learning aids]. Informaczionny`e tekhnologii [Information technologies]. 2009, no. 3, pp.187 – 188. (In Russian)
Kolesnikova G.I. Iskusstvenny`j intellekt: problemy` i perspektivy` [Artificial intelligence: problems and prospects]. Videonauka [Video Science]. 2018, no. 2(10), pp. 34–39. (In Russian)