Организационно-педагогические основы развития информационно-образовательной среды регионального университета 3.0: теоретико-методологические обобщения исследования
Ключевые слова:
цифровая трансформация образования, информационно-образовательная среда, институциональная модель университета 3.0, региональный университет, технологизация образованияАннотация
Цель – проведение теоретико-методологического обобщения исследования, посвященного обоснованию организационно-педагогических основ развития информационно-образовательной среды регионального исследовательско-предпринимательского университета с учетом специфики его функционирования.
Материалы и методы. При проведении исследования применен комплекс методов, адекватных решению поставленных задач (сравнительно-сопоставимый метод, анализ, применение методик, анкетирование, метод математической статистики: критерий φ* – угловое преобразование Фишера и др.).
Результаты. Представлено в комплексном единстве технико-технологического и дидактического аспектов сущностное понимание феномена информационно-образовательной среды учреждения высшего образования и принципов ее функционирования и развития. Обоснованы концептуальные научные практико-ориентированные положения, определяющие развитие информационно-образовательной среды регионального университета институциональной модели 3.0. в условиях цифровизации образования.
Заключение. Автором определены основные итоги исследования, направленного на развитие информационно-образовательной среды регионального университета 3.0, осуществленного на базе учреждения образования “Полесский государственный университ” в 2019-2023 гг. Обоснованы организационно-педагогические условия эффективного функционирования и совершенствования специфической среды взаимодействия субъектов многоаспектной образовательной деятельности в системе применения средового ресурсного потенциала.
Библиографические ссылки
Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 гг. [Электронный ресурс] // Государственное учреждение образования «Минский городской институт развития образования». Центр информационных технологий. – Режим доступа : http://iso.minsk.edu.by/main.aspx?guid=34963. – Дата доступа : 28.08.2023.
Богуш, В. А. Основные элементы цифровой инфраструктуры современного университета / В. А. Богуш, В. А. Прытков // Высшая школа: проблемы и перспективы : материалы международной научно-методической конференции, Минск, 29 ноября 2019 г. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2019. – С. 3–5.
Жук, А. И. Информатизация образовательного процесса учреждения высшего образования : от дистанционных технологий к электронному обучению (опыт Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка) / А. И. Жук // Адукацыя і выхаванне. – 2016. – № 6. – С. 3–8.
Зубрилина, И. В. Информационная образовательная среда как средство оптимизации образовательного процесса / И. В. Зубрилина // Информационно-образовательный потенциал инновационного развития дополнительного педагогического образования : коллектив. моногр. / под ред. Н. Н. Кошель. – Минск : Изд-во АПО, 2016. – С. 204–213.
Лозицкий, В. Л. Информационно-образовательная среда вуза в аспекте ее полифункциональности / В. Л. Лозицкий // Выш. шк. – 2013. – № 5. – С. 51–56.
Минич, О. А. Цифровая среда как неотъемлемый компонент педагогической подготовки в области методик электронного обучения / О. А. Минич // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2023. – № 1 (61). – С. 86–93.
Тавгень, И. А. О концептуальной модели информационно-образовательной среды системы открытого образования / И. А. Тавгень // Информатизация образования. – 2004. – № 4. – С. 46–53.
Аксенчик, Н. В. Проблематика научного исследования процесса развития информационно-образовательной среды современного учреждения высшего образования / Н. В. Аксенчик // Народная асвета. – 2019. – № 11. – С. 7–10.
Аксенчик, Н. В. Оценивание эффективности функционирования и развития информационно-образовательной среды учреждения высшего образования / Н. В. Аксенчик // Адукацыя і выхаванне. – 2023. – № 10. – С. 61–67.
References
Kontseptsiia tsifrovoi transformatsii protsessov v sisteme obrazovaniia Respubliki Belarus' na 2019–2025 gg. [Concept of digital transformation of processes in the education system of the Republic of Belarus for 2019-2025]. Gosudarstvennoe uchrezhdenie obrazovaniia «Minskii gorodskoi institut razvitiia obrazovaniia». Tsentr informatsionnykh tekhnologii [State educational institution "Minsk City Institute for Educational Development". Information technology center] (In Russian). Available at: http://iso.minsk.edu.by/main.aspx?guid=34963 (accessed: 28.08.2023).
Bogush V. A., Prytkov V. A. Osnovnye elementy tsifrovoi infrastruktury sovremennogo universiteta [Basic elements of digital infrastructure of the modern university]. Vysshaia shkola: problemy i perspektivy : materialy mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii [Higher school: problems and prospects: materials of the international scientific and methodological conference]. Minsk, 2019, pp. 3–5. (In Russian)
Zhuk A. I. Informatizatsiia obrazovatel'nogo protsessa uchrezhdeniia vysshego obrazovaniia : ot distantsionnykh tekhnologii k elektronnomu obucheniiu (opyt Belorusskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni Maksima Tanka) [Informatization of the educational process of a higher education institution: from distance technologies to e-learning (experience of the Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank)]. Adukacyja i vyhavanne [Education and Upbringing]. 2016, no. 6, pp. 3–8. (In Russian)
Zubrylina I. V. Informatsionnaia obrazovatel'naia sreda kak sredstvo optimizatsii obrazovatel'nogo protsessa [Information educational environment as a means of optimizing the educational process]. Informatsionno-obrazovatel'nyi potentsial innovatsionnogo razvitiia dopolnitel'nogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Information and educational potential of innovative development of additional pedagogical education]. Minsk, Academy of Postgraduate Education, 2016, pp. 204–213. (In Russian)
Lozitskii V. L. Informatsionno-obrazovatel'naia sreda vuza v aspekte ee polifunktsional'nosti [Information and educational environment of the university in terms of its multifunctionality]. Vyshjejshaja shkola [Higher Education]. 2013, no. 5, pp. 51–56. (In Russian)
Minich А. А. Tsifrovaia sreda kak neot"emlemyi komponent pedagogicheskoi podgotovki v oblasti metodik elektronnogo obucheniia [Digital environment as an integral component of pedagogical training in the field of e-learning methods]. Vesnik Mazyrskaga dzjarzhawnaga pedagagichnaga wniversitjeta imja I. P. Shamjakina [Bulletin of Mazyr State Pedagogical University named after I. P. Shamyakin]. 2023, no. 1 (61), pp. 86–93. (In Russian)
Tavgen' I. A. O kontseptual'noi modeli informatsionno-obrazovatel'noi sredy sistemy otkrytogo obrazovaniia [On the conceptual model of the information and educational environment of the open education system]. Informatizatsiia obrazovaniia [Informatization of education]. 2004, no. 4, pp. 46–53. (In Russian)
Aksenchik N. V. Problematika nauchnogo issledovaniia protsessa razvitiia informatsionno-obrazovatel'noi sredy sovremennogo uchrezhdeniia vysshego obrazovaniia [Problems of scientific research into the development of the information and educational environment of a modern higher education institution]. Narodnaia asveta [Public education]. 2019, no. 11, pp. 7–10. (In Russian)
Aksenchik N. V. Otsenivanie effektivnosti funktsionirovaniia i razvitiia informatsionno-obrazovatel'noi sredy uchrezhdeniia vysshego obrazovaniia [Assessing the effectiveness of the functioning and development of the information and educational environment of a higher education institution]. Adukacyja i vyhavanne [Education and Upbringing]. 2023, no. 10, pp. 61–67. (In Russian)