Девиантное учебное поведение студентов учреждений высшего образования как предмет структурно-содержательного научного анализа
Ключевые слова:
информационно-коммуникационное пространство, система образования, девиантное учебное поведение, технологизация образования, образовательная деятельность, структурно-содержательный анализАннотация
Цель – выявление проблемных аспектов исследования феномена девиантного учебного поведения студентов учреждений высшего образования с учетом разработанных теоретико-методологических подходов в изучении получивших распространение в студенческой среде примеров академического мошенничества в форме списывания, подсказок, фальсификаций, гострайтинга и плагиата. Дотижению цели исследования способствует решение задачи по его системному построению через моделирование процесса структурно-содержательного анализа при изучении предмета научного поиска.
Материалы и методы. При написании статьи в качестве источниковой базы были представлены практикоориентированные положения Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, а также научные публикации по проблематике исследования. В ходе исследования использованы методы сравнительного анализа и синтеза, обобщения и теоретического моделирования.
Результаты. В результате осуществленного исследования выявлены основные проблемные аспекты изучения феномена девиантного учебного поведения студентов учреждений высшего образования в Республике Беларусь. Автором предложена функциональная структурно-содержательная модель изучения представленного предмета научного анализа.
Заключение. Цель исследования достигнута. Определены узловые проблемы изучения феноменологической сущности девиантного учебного поведения студентов учреждений высшего образования, реализуемого в форме списывания, подсказок, компиляции, плагиата и гострайтинга в технологизируемом информационно-коммуникационном пространстве. Предложенная в рамках психолого-педагогической науки модель изучения заявленного предмета исследования позволяет четко определять проблемное поле научного поиска, этапность и уровневую направленность научной рефлексии, отбираемые методы и содержание предлагаемых этапов. Такой подход позволяет в своей планомерной и этапно организуемой реализации системно и глубоко осуществлять научное исследование с учетом общенаучных методологических требований и логики познания изучаемого предмета.
Библиографические ссылки
О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 нояб. 2021 г., № 683 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100683. – Дата доступа: 29.02.2024.
Лозицкий, В. Л. Некорректное учебное поведение студентов учреждений высшего образования как психолого-педагогический феномен / В. Л. Лозицкий // Адукацыя і вы-хаванне. – 2016. – № 5. – С. 56–60.
Лозицкий, В. Л. Девиантное учебное поведение учащихся и студентов в условиях цифровой трансформации образования и его динамичной технологизации / В. Л. Лозицкий // Адукацыя і выхаванне. – 2023. – № 8. – С. 11–19.
Лозицкий, В. Л. Девиантное учебное поведение как проблема обеспечения преемственности общего среднего и высшего образования в условиях цифровой трансформации / В. Л. Лозицкий // Университетский педагогический журнал. – 2023. – № 4. – С. 12–17.
Медведская, Е. И. Списывание: борьба или поиск альтернативы / Е. И. Медведская // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – № 5. – С. 83–86 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.grsu.by/savePlaces/426931. – Дата доступа: 18.06.2023.
Пунчик, В. Н. Плагиат как феномен информационного общества / В. Н. Пунчик // Адукацыя і выхаванне. – 2015. – № 8. – С. 55–62.
Дремова, О. В. В поисках справедливости в университете: критика и оправдание практик академического мошенничества студентами / О. В. Дремова, Н. Г. Малошонок, Е. А. Терентьев // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – № 4. – С. 366–394.
Зборовский, Г. Е. Академические девиации образовательных общностей в российских университетах / Г. Е. Зборовский // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. – 2022. – № 3. – С. 49–57.
Латова, Н. В. Обман в учебном процессе / Н. В. Латова, Ю. В. Латов // Общественные науки и современность. – 2007. – № 1. – С. 31–46.
Никитов, А. В. Учимся без шпаргалок. Как сделать самостоятельную работу студентов действительно самостоятельной / А. В. Никитов // Платное образование – 2006. – № 9 (47). – С. 20–23.
Радаев, В. В. Отношение студентов и преподавателей к наказаниям за плагиат и списывание / В. В. Радаев, И. С. Чириков // Университетское управление: практика и анализ. – 2006. – № 4. – С. 77–82.
Сивак, Е. В. Преступление в аудитории. Детерминанты нечестного поведения студентов (плагиата и списывания) / Е. В. Сивак. – М. : ГУ ВШЭ; 2006. – 44 с.
Шмелева, Е. Д. Академическое мошенничество студентов, учебная мотивация vs образовательная среда / Е. Д. Шмелева, Т. И. Семенова // Вопросы образования. – 2019. – № 3. – С. 101–129.
Zinovich, O. Y. Problem of students’ deviant behaviour at higher education institutions in the context of digital transformation / O.Y. Zinovich // Вестник Полесского государственного ун-та. Серия общественных и гуманитарных наук. – 2023. – № 1. – С. 38–42.
Лозицкий, В. Л. Образовательный сегмент Республиканской информационно-образовательной среды в аспекте структурно-содержательного научного анализа / В. Л. Лозицкий // Адукацыя і выхаванне. – 2024. – № 2. – С. 9–16.
References
O Kontseptsii razvitiia sistemy obrazovaniia Respubliki Belarus' do 2030 goda : postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus', 30 noiabria 2021 goda, № 683 [On the Concept for the development of the education system of the Republic of Belarus until 2030: Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus, November 30, 2021, No. 683]. Natsional'nyi pravovoi Internet-portal Respubliki Belarus'. (In Russian). Available at: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100683 (accessed: 29.02.2024).
Lozitskii V.L. Nekorrektnoe uchebnoe povedenie studentov uchrezhdenii vysshego obrazovaniia kak psikhologo-pedagogicheskii fenomen [Incorrect educational behavior of students in higher education institutions as a psychological and pedagogical phenomenon]. Adukatsy’ja i Vy’havannje [Education and Upbringing], 2016, no. 5, pp. 56-60. (In Russian)
Lozitskii V.L. Deviantnoe uchebnoe povedenie uchashchikhsia i studentov v usloviiakh tsifrovoi transformatsii obrazovaniia i ego dinamichnoi tekhnologizatsii [Deviant learning behavior of pupils and students in the context of digital transformation of education and its dynamic technologization]. Adukatsy’ja i Vy’havannje [Education and Upbringing], 2023, no. 8, pp. 11-19. (In Russian)
Lozitskii V.L. Deviantnoe uchebnoe povedenie kak problema obespecheniia preemstvennosti obshchego srednego i vysshego obrazovaniia v usloviiakh tsifrovoi transformatsii [Deviant learning behavior as a problem of ensuring continuity of general secondary and higher education in the context of digital transformation]. Universitetskii pedagogicheskii zhurnal [University Pedagogical Journal], 2023, no. 4, pp. 12–17. (In Russian).
Medvedskaja E.I. Spisy’vanije:boriba ili poisk aliternativy’ [Cheating: struggles or looking for an alternative]. Adukatsy’ja i Vy’havannje [Education and Upbringing], 2013, no. 5, pp. 83-86. (In Russian)
Punchik V.N. Plagiat kak phenonmen informatsionnogo obshchestva [Plagiarism as a phenomenon of information society]. Adukatsy’ja i Vy’havannje [Education and Upbringing], 2015, no. 8, pp. 55-62. (In Russian)
Dremova O.V., Maloshonok N.G., Terentiev E.A. V poiskakh spravedlivosti v universitete: kritika i opravdanie praktik akademicheskogo moshennichestva studentami [Seeking Justice in Academia: Criticism and Justification of Student Academic Dishonesty]. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes], 2020, no. 4, pp. 366-394 (In Russian)
Zborovsky G.E. Akademicheskie deviatsii obrazovatel'nykh obshchnostei v rossiiskikh universitetakh [Academic deviations of educational communities in Russian universities]. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsiologiia [Journal of the Belarusian State University. Sociology]. 2022, no. 3, pp. 49-57 (In Russian)
Latova N.V., Latov Y.V. Obman v uchebnom protsesse [Fraud in educational process]. Obshchestvennije nauki i sovremennost [Social Sciences and Modernity], 2007, no. 1, pp. 31-46. (In Russian)
Nikitov A.V. Uchimsja bez shporgalok. Kak sdelat’ samostoyatel’nuju rabotu studentov samostojatel’noj [Study without cheat sheets. How to organize students’ independent work]. Platnoje obrazovanije [Fee-paid education], 2006, no. 9 (47), pp. 20-23. (In Russian)
Radaev V.V., Chirikov I.S. Otnoshenie studentov i prepodavatelej k nakazanijam za plagiat i spisy’vanije [Students’ and educators’ attitudes to the punishments for plagiarism and cheating]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis], 2006, no. 4, pp. 77-82. (In Russian)
Sivak E.V. Prestuplenije v auditoria. Determinanty’ nechestnogo povjedjenija studentov (plagiat i spisy’vanije) [Crime in the audience. Determinations of dishonest behavior of students (plagiarism and cheating)]. Moscow, State University Higher School of Economics, 2006, 44 p. (In Russian)
Shmeljova E.D., Semenova T.I. Akadjemichejeskoje moshennichjestvo studentov, uchebnaja motivatsy’ja vs obrazovatjel’naja srjeda [Students’ academic fraud, academic motivation vs educational environment]. Voprosy’ obrazovanija [Issues of education], 2019, no. 3, pp. 101-129. (In Russian)
Zinovich O.Y. Problem of students’ deviant behaviour at higher education institutions in the context of digital transformation. Bulletin of Palesky State University. Series in Social Sciences and Humanities, 2023, no. 1, pp. 38-42.
Lozitskii V.L. Obrazovatel'nyi segment Respublikanskoi informatsionno-obrazovatel'noi sredy v aspekte strukturno-soderzhatel'nogo nauchnogo analiza [Educational segment of the Republican information and educational environment in the aspect of structural and content scientific analysis]. Adukatsy’ja i Vy’havannje [Education and Upbringing], 2024, no. 2, pp. 9-16. (In Rus-sian)