Коммуникативно-ориентированные модели обучения русскому языку как иностранному

Авторы

  • Н.А. Мишонкова Гродненский государственный медицинский университет, г. Гродно, Республика Беларусь

Ключевые слова:

модели и методы обучения, коммуникативно-ориентированные модели, организационные формы

Аннотация

В статье рассматриваются основные методы обучения русскому языку как иностранному в медицинском университете на основе аудиовизуальных, сознательно-практических, коммуникативных обучающих моделей. Основные методы и принципы организации учебного процесса способствуют усилению мотивации к овладению русским языком. Анализ, проведенный в статье, позволит учащимся свободно ориентироваться в профессиональной деятельности и в социокультурной сфере, применять знания и умения в устной и письменной речи.

Биография автора

Н.А. Мишонкова, Гродненский государственный медицинский университет, г. Гродно, Республика Беларусь

старший преподаватель

Библиографические ссылки

Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам : учеб. пособие / А. Н. Щукин. – М. : Филоматис, 2010. – 188 с.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2002. – 272.

Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – М. : Русский язык, 1989. – 276 с.

Щерба, Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / Л. В. Щерба. – М. : Высшая школа, 1974. – 112 с.

Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. – М. : Русский язык, 1977. – 288 с.

Методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебник / Н. И. Гез [и др.] — М. : Высш. Школа, 1982. – 373 с.

Митрофанова, О. Д. Методика преподавания русского языка как иностранного / О. Д. Митрофанова, В. Г. Костомаров. – М. : Русский язык, 1990. – 270 с.

Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – М. : МПСИ, 2011. – 432 с.

Леонтьев, А. А. Некоторые психолингвистические аспекты начального этапа процесса овладения языком / А. А. Леонтьев // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе : сб. ст. / под ред. А. А. Миролюбова, Э. Ю. Сосенко. – М, 1976, – С. 23-31.

Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. – М. : Просвещение, 1965. – 227 с.

Маланов, С. В. Психолингвистика: психологическая теория речевых действий : учебное пособие / С. В. Маланов. – М. : Изд-во Московского психолого-социального ун-та, 2020. – 328 с.

Китайгородская, Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам : учеб. пособие / Г. А. Китайгородская. – М. : Высшая школа, 1986. – 103 с.

Азимов, Э. Г. Информационно-коммуникационные технологии в обучении РКИ: состояние и перспективы / Э. Г. Азимов // Русский язык за рубежом. – 2011. – № 6. – С. 45-55.

Назаренко, Е.Б. Интенсивные методы обучения РКИ: преимущества и особенности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/8270/1/Nazarenko_Intensivniye.pdf. – Дата доступа: 07.10.2021.

Лебединский, С. И. Стратегическая теория овладения русским языком как иностранным и стратегии обучения / С. И. Лебединский. – Минск : БГУ, 2018. – 494 с.

Старченко, Д. В. Интенсивные методы обучения иностранным языкам / Д. В. Старченко // Труды БГТУ. Серия. История, философия, филология. – 2011. – № 5. – С. 175-177.

Лозанов, Г. К. Суггестопедическая методика при обучении иностранным языкам / Г. К. Лозанов, А. Новаков // Проблемы суггестологии. – София, 1973. – С. 127-135.

Плесневич, А. С. Метод погружения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s24726t17.html. – Дата доступа: 07.11.2021.

Шехтер, И. Ю. Эмоционально-смысловой подход к обучению чужому языку / И. Ю. Шехтер. – М. : НГУ Н. Нестеровой, 1993. – 334 с.

Петрусинский В. В. Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного об учения / В. В. Петрусинский // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. – Вып. 3. – М., 1977. – 60 с.

Гегечкори, Л. Ш. Метод ускоренного обучения взрослых : поиски и проблемы : учеб. пособие / Л. Ш. Гегечкори. – Тбилиси : Ганатлеба, 1988. – 227 с.

Сировский, Э. М. Интенсификация процесса обучения в высшей школе с помощью комплексно-гипнопедического метода. (В преподавании иностранного языка в вечернем вузе) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.730 / Э. М. Сировский. – Л., 1970. – 25 с.

Акишина, А. А. Этикет русского телефонного разговора / А. А. Акишина, Т. Е. Акишина. – Москва : Ленанд, 2012. – 128 с.

Давыдова, И. Н. Психология предназначения теория и практика / И. Н. Давыдова. – Москва, 2020. – 290 с.

References

Shchukin A.N. Sovremennye intensivnye metody i tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam [Modern intensive methods and technologies of teaching foreign languages]. Moscow, Fi-lomatis, 2010, 188 p. (In Russian)

Vygotskij L.S. Pedagogicheskaja psihologija [Pedagogical psychology]. Moscow, Pedagogika-Press, 1996, 536 p. (In Russian)

Polat E. S. Et al. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija [New pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow, Akademija, 2002, 272 p. (In Russian)

Passov E.I. Osnovy kommunikativnoj metodiki obuchenija inojazychnomu obshheniju [Fundamentals of communicative methods of teaching foreign language communication]. Moscow, Russkij jazyk, 1989, 276 p. (In Russian)

Shherba L.V. Prepodavanie inostrannyh jazykov v srednej shkole. Obshhie voprosy metodiki [Teaching foreign languages in secondary school. General questions of methodology]. Moscow, Vysshaja shkola, 1974, 112 p. (In Russian)

Bim I.L. Metodika obuchenija inostrannym jazykam kak nauka i problemy shkol'nogo uchebnika [Methodology of teaching foreign languages as a science and problems of a school textbook]. Moscow, Russkij jazyk, 1977, 288 p. (In Russian)

Gez N.I., et al. Metodika obuchenija inostrannym jazykam v srednej shkole [Methodology of teaching foreign languages in secondary school]. Moscow, Vyssh. Shkola, 1982, 373 p. (In Russian)

Mitrofanova O.D., Kostomarov V.G. Metodika prepodavanija russkogo jazyka kak inostrannogo [Methodology for teaching Russian as a foreign language]. Moskow, Russkij jazyk, 1990, 270 p. (In Russian)

Zimnjaja I.A. Lingvopsihologija rechevoj dejatel'nosti [Linguopsychology of speech activity]. Moscow, MPSI, 2011, 432 p. (In Russian)

Leont'ev A.A. Nekotorye psiholingvisticheskie aspekty nachal'nogo jetapa processa ovladenija jazykom [Some psycholinguistic aspects of the initial stage of the language acquisition process]. Voprosy obuchenija russkomu jazyku inostrancev na nachal'nom jetape [Issues of teaching Russian to foreigners at the initial stage]. Moscow, 1976, pp. 23-31. (In Russian)

Beljaev B.V. Ocherki po psihologii obuchenija inostrannym jazykam [Essays on the Psychology of Teaching Foreign Languages]. Moscow, Prosveshhenie, 1965, 227 p. (In Russian)

Malanov S.V. Psiholingvistika: psihologicheskaja teorija rechevyh dejstvij [Psycholinguistics: psychological theory of speech actions]. Moscow, Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo un-ta, 2020, 328 p. (In Russian)

Kitajgorodskaja G.A. Metodika intensivnogo obuchenija inostrannym jazykam [Methodology for intensive teaching of foreign languages]. Moskow, Vysshaja shkola, 1986, 103 p. (In Russian)

Azimov Je.G. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v obuchenii RKI: sostojanie i perspektivy [Information and communication technologies in teaching RFL: state and prospects]. Russkij jazyk za rubezhom [Russian language abroad]. 2011, no 6, pp. 45-55. (In Russian)

Nazarenko E.B. Intensivnye metody obucheniya RKI: preimushchestva i osobennosti. (In Russian). Available at: https://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/8270/1/Nazarenko_Intensivniye.pdf (accessed: 07.10.2021)

Lebedinskij S.I. Strategicheskaya teoriya ovladeniya russkim yazykom kak inostrannym i strategii obucheniya [Strategic theory of mastering Russian as a foreign language and learning strategies]. Minsk, BGU, 2018, 494 p. (In Russian)

Starchenko D.V. Intensivnye metody obucheniya inostrannym yazykam [Intensive methods of teaching foreign languages]. Trudy BGTU. Serija. Istorija, filosofija, filologija [Proceedings of BSTU. Series. History, philosophy, philology]. 2011, no. 5, pp. 175-177. (In Russian)

Lozanov G.K., Novakov A. Suggestopedicheskajametodika pri obuchenii inostrannym jazykam [Suggestopedic methodology for teaching foreign languages]. Problemy suggestologii [Problems of Suggestology]. Sofija, Nauka i izkustvo,1973, pp. 127-135. (In Russian)

Plesnevich A. S. Metod pogruzhenija (In Russian). Available at: https://poisk-ru.ru/s24726t17.html. (accessed: 07.11.2021).

Shehter I.Ju. Jemocional'no-smyslovoj podhod k obucheniju chuzhomu jazyku. [Emotional and semantic approach to teaching a foreign language]. Moscow, NGU N. Nesterovoj, 1993, 334 p.

Petrusinskij V.V. Suggestokiberneticheskij integral'nyj metod uskorennogo ob uchenija [Suggestocybernetic integral method of accelerated learning]. Metody intensivnogo obuchenija inostrannym jazykam [Methods of intensive teaching of foreign languages]. Vol. 3. Moscow, 1977. 60 p. (In Russian)

Gegechkori L.Sh. Metod uskorennogo obuchenija vzroslyh: Poiski i problemy. [Adult Accelerated Learning: Quest and Challenges]. Tbilisi, Ganatleba, 1988, 227 p. (In Russian)

Sirovskij E.M. Intensifikacziya proczessa obucheniya v vy`sshej shkole s pomoshh`yu kompleksno-gipnopedicheskogo metoda (V prepodavanii inostr. Yaz. V vechernem vuze). [Intensification of the learning process in higher education using a complex hypnopedic method.]. Abstract of Ph. D. thesis. Leningrad, 1970. 25 p. (In Russian)

Davydova I.N. Psihologija prednaznachenija teorija i praktika [Russian telephone conversation etiquette] Moskow, 2020, 290 p. (In Russian)

Akishina A.A., Akishina T.E. Jetiket russkogo telefonnogo razgovora [Psychology of predestination theory and practice]. Moscow, Lenand, 2012, 128 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2021-12-23

Выпуск

Раздел

Педагогические науки