Детерминанты обеспечения преемственности в условиях информационно-образовательной среды систем общего среднего и высшего образования в Республике Беларусь

Authors

  • В.Л. Лозицкий Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь, Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Keywords:

цифровизация общества, система образования, цифровая трансформация образования, информационно-коммуникационное пространство, информационно-образовательная среда, преемственность, образовательная деятельность

Abstract

Статья посвящена изучению комплекса вопросов обеспечения преемственности в условиях функционирования информационно-образовательной среды на системных уровнях общего среднего и высшего образования в Республике Беларусь. Определены детерминирующие факторы, которые позволяют рассматривать теоретико-методологические подходы в рассмотрении феноменологической сущности единой информационно-образовательной среды.

Author Biography

В.Л. Лозицкий, Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь, Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры экономики и бизнеса, Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь; докторант научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

References

References

Arkhipova S.V. Preemstvennost' v obrazovanii: sotsiologicheskiy analiz [Continuity in education: sociological analysis]. Abstract of Ph. D. thesis. Eketerinburg, 2009, 19 p. (In Russian)

Oreschkina A.K. Metodologicheskiye osnovy preemstvennosti obrazovatel'nogo protsessa v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Methodological basis for the continuity of the educational process in the continuing education system]. Abstract of Ph. D. thesis. Moskau, 2009, 45 p. (In Russian)

Popov A.A. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya professional'no-orientirovannogo obrazovaniya v sisteme «shchkola – vuz» [Organizational and pedagogical conditions of vocational-oriented education in the school-university system]. Abstract of Ph. D. thesis. Samara, 2017, 19 p. (In Russian)

Prosvirkin V.N. Tehnologiya preemstvennosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Continuity technology in the continuing education system]. Abstract of Ph. D. thesis. Moskau, 2008, 39 p. (In Russian)

Ryagin S.N. Preemstvennost' srednego obshchego i vysshcego professional'nogo obrazovaniya v usloviyah ih sistemnyh izmeneniy [Continuity of secondary general and higher vocational education in the context of their systemic changes]. Abstract of Ph. D. thesis. Moskau, 2010, 43 p. (In Russian)

Semchenko I.V., Hodanovisch D.A., Schaykova S.V. Sovremennoe obrazovanie: preemstvennost' i nepreryvnost' obrazovatel'noy sistemy «schkola – universitet – predpriyatie» [Modern education: continuity and continuity of the educational system «school – university – enterprise»]. Vysschaya schkola [The higher school], 2021, no. 4, pp. 34–35 (In Russian)

Smantser А.P. Teoriya i praktika realizatsii preemstvennosti v obuchenii schkol'nikov i studentov [Theory and practice of implementing continuity in the education of schoolchildren and students]. Minsk, BGU Publ., 2011, 289 р. (In Russian)

Philatov L.O. Razvitie preemstvennosti shchkol'nogo i vuzovskogo obrazovaniya v usloviyah vvedeniya prophil'nogo obucheniya v starschem zvene sredney shchkoly [Development of continuity of school and university education in the context of the introduction of specialized education in the senior level of secondary school]. Moskau, Binom Publ., 2005, 190 р. (In Russian)

Lozickiy V.L. Problema preemstvennosti v usloviyah evolutsii institutsional'noy organizatsii uchrezdeniy vysschego obrazovaniya [The problem of continuity in the context of the evolution of the institutional organization of institutions of higher education]. Materialy 14 mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii “Vysschaya schkolal: problemy i perspektivy” [Proc. 14th Int. Konpf. “High school: challenges and perspectives”], Minsk, 2019, pp. 89–91. (In Russian)

Aksenschik N.V. Distantsionnoye obucheniye v vyschei schkole. Tehniko-tehnologicheskiy i didakticheskiy potentsial inphormatsionno-obrazovatel'noy sredy UVO [Distance learning in higher education. Technical and technological and didactic potential of the information and educational environment of IHE]. Narodnaya asveta [The National education], 2020, no. 8, pp. 8–11. (In Russian)

Kodeks Respubliki Belarus' ob obrazovanii [Education code of the Republic of Belarus]. Minsk, Natsional'nuy tsentr pravovoy inphormatsii Respubliki Belarus' Publ., 2022, 512 p. (In Russian)

Kontseptsiya tsiphrovoy transphormatsii protsessov v sisteme obrazovaniya Respubliki Belarus' na 2019–2025 gg. [The concept of digital transformation of processes in the education system of the Republic of Belarus for 2019–2025]. Gosudarstvennoye uschrejdeniye obrazovaniya «Minskiy gorodskoy institut razvitiya obrazovaniya» [State Educational Institution «Minsk city institute for the development of education»]. (In Russian). Available at: http://iso.minsk.edu.by/main.aspx?guid=34963 (accessed: 12.03.2023).

Список литературы

Архипова, С. В. Преемственность в образовании: социологический анализ : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 / С. В. Архипова ; Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького. – Екатеринбург, 2009. – 19 с.

Орешкина, А. К. Методологические основы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.01 / А. К. Орешкина ; Ин-т теории и истории педагогики. – Москва, 2009. – 45 с.

Попов, А. А. Организационно-педагогические условия профессионально-ориентированного образования в системе «школа – вуз» : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А.А. Попов ; Самарский гос. соц.-пед. ун-т. – Самара, 2017. – 19 с.

Просвиркин, В. Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.01 / В. Н. Просвиркин ; Ин-т теории и истории педагогики. – Москва, 2008. – 39 с.

Рягин, С. Н. Преемственность среднего общего и высшего профессионального образования в условиях их системных изменений : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. Н. Рягин ; Ин-т управл-я обр-ем. – Москва, 2010. – 43 с.

Семченко, И. В. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа – университет – предприятие» / И. В. Семченко, Д. А. Ходанович, С.В. Чайкова // Выш. шк. – 2021. – № 4. – С. 34–35.

Сманцер, А. П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов / А. П. Сманцер. – Минск : БГУ, 2011. – 289 с.

Филатова, Л. О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы / Л.О. Филатова. – М. : БИНОМ, 2005. – 190 с.

Лозицкий, В. Л. Проблема преемственности в условиях эволюции институциональной организации учреждений высшего образования / В.Л. Лозицкий // Высшая школа: проблемы и перспективы : материалы 14-й междунар. науч.-метод. конф., Минск, 29 ноябр. 2019 г. – Минск : Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь, 2019. – С. 89–91.

Аксенчик, Н. В. Дистанционное обучение в высшей школе. Технико-технологический и дидактический потенциал информационно-образовательной среды УВО / Н. В. Аксенчик // Народная асвета. – № 8. – 2020. – С. 8–11.

Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2022. – 512 с.

Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 гг. [Электронный ресурс] // Государственное учреждение образования «Минский городской институт развития образования». Центр информационных технологий. – Режим доступа: http://iso.minsk.edu.by/main.aspx?guid=34963. – Дата доступа: 12.03.2023.

Downloads

Published

2023-06-13

Issue

Section

Pedagogical sciences