Модель формирования взаимовыгодных отношений производителей продовольствия и сферы торговли

Авторы

  • С.В. Макрак Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь

Ключевые слова:

сельскохозяйственные производители, сфера торговли, продовольствие, сбыт, регулирование, цены, договорные отношения, инструменты

Аннотация

В статье представлены организационные, нормативные, экономические и другие инструменты, способствующие укреплению взаимовыгодных отношений производителей продовольствия и сферы торговли. В основу разработки заложены принципы долгосрочного сотрудничества, внедрения совместных инновационных технологий и передовых практик производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, ускоренного освоения цифровой инфраструктуры, консолидированной ответственности и др. Целью исследования является разработка инструментов, обеспечивающих взаимовыгодные отношения товаропроизводителей продовольствия (на примере овощей, плодов и фруктов) и сферы торговли. Материалы и методы. Методологической основой для исследований послужили результаты научных трудов по совершенствованию системы сбыта продукции АПК, формированию цифровой инфраструктуры. Информационной базой являлись нормативные и правовые документы Республики Беларусь. В качестве объекта исследований приняты отдельные виды продукции (овощи, фрукты, плоды), инструменты взаимоотношений, управления и регулирования; предмета – механизм и алгоритм отношений субъектов хозяйствования и торговли, система управления и регулирования. В процессе исследований применялись следующие методы: монографический, абстрактно-логический, системного и сравнительного анализа и др. Результаты. Результаты исследований отражают объективную необходимость формирования качественно новых подходов к сбыту овощей, что связано с особенностями их производства, хранения, транспортировки, а также с действующей практикой сотрудничества товаропроизводителей с торговыми сетями (отсутствие возможности планирования в системе производственной неопределенности, высокая степень риска, др.). Это обосновало насущную актуальность выработки действенных инструментов, позволяющих повысить конкурентоспособность отечественного продовольствия на внутреннем рынке. В результате исследований разработана модель формирования взаимовыгодных отношений производителей продовольствия и сферы торговли, новизна которой заключается в системной разработке ключевых условий конкурентной среды реализации продукции, предопределяемой организационными, нормативными, экономическими факторами производства и реализации продукции. Заключение. Исследование практики взаимоотношений товаропроизводителей продовольствия и сферы торговли позволило получить следующие результаты: 1) Обоснованы принципы системы сбыта плодовоовощной продукции, ориентированные на укрепление взаимоотношений производителей со сферой торговли: стимулирование заключения долгосрочных контрактов; системное внедрение совместных инновационных технологий и передовых практик производства и сбыта сельскохозяйственной продукции; ускоренное освоение цифровой инфраструктуры; постоянное совместное взаимодействие; консолидированная ответственность; агрессивный маркетинг применительно к отечественной продукции. 2) Разработана блочная модель формирования взаимовыгодных отношений производителей продовольствия и сферы торговли.

Биография автора

С.В. Макрак, Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь

канд. экон. наук, доцент, заведующий сектором ценообразования

Библиографические ссылки

Гусаков, В. Вызовы «Индустрии 4.0» и «Общества 2.0», или Рассуждения по поводу новой цифровой реальности / В. Гусаков // Наука и инновации. – 2019. – № 12. – С. 4–9.

Пилипук, А. В. Организация фирменных торгово-сбытовых систем в агропромышленном комплексе Беларуси / А. В. Пилипук. – Минск, 2011. – 178 с.

Киреенко, Н. В. Система сбыта продукции АПК на основе маркетингового подхода: теория, методология, практика / Н. В. Киреенко. – в 2 ч. под ред. В. Г. Гусакова. – Минск : Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2015. – Ч. 1. – 267 с.

Кондратенко, С. А. Устойчивое развитие регионального агропродовольственного комплекса: теория, методология, практика / С. А. Кондратенко ; под ред. В. Г. Гусакова. – Минск : «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси», 2019. – 286 с.

Карпович, Н. В. Понятие нетарифных барьеров в мировой торговле агропродовольственными товарами и направления их выявления / Н. В. Карпович // Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси. – 2021. – № 49. – С. 155–171.

Косова, А. Л. Механизм совершенствования логистической системы в АПК Беларуси в условиях региональной торгово-экономической интеграции / А. Л. Косова ; под науч. ред. Н. В. Киреенко. – Минск : Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2022. – 179 с.

Повышение эффективности внешней торговли АПК Беларуси в условиях развития международного торгово-экономического пространства / В. Г. Гусаков [и др.] ; под ред. В. Г. Гусакова. – Минск : Беларуская навука, 2020. – 238 с.

Рыбалко, Ю.А. Механизм взаимовыгодных отношений в вертикально-интегрированных продуктовых компаниях : монография / Ю. А. Рыбалко ; рец.: В. А. Голуб, Е. В. Гусаков ; ред. М. И. Запольский ; Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Полесский государственный универси-тет» – Пинск, 2021. – 195 с.

Тетёркина, А. М. Регулирование плодо-овощного сегмента потребительского рынка Республики Беларусь / А. М. Тетёркина // Аграрная экономика. – 2024. – № 10. – С. 62–74.

References

Gusakov V. Vyzovy «Industrii 4.0» i «Ob-shchestva 2.0». ili Rassuzhdeniya po povodu novoy tsifrovoy realnosti [Challenges of Industry 4.0 and Society 2.0, or Reflections on the New Digital Reality]. Nauka i innovatsii [Science and Innovation]. 2019, no.12, pp. 4–9. (In Russian)

Pilipuk A. V. Organizatsiya firmennykh torgovo-sbytovykh sistem v agropromyshlennom komplekse Belarusi [Organization of branded trade and sales systems in the agro-industrial complex of Belarus]. Minsk, 2011, 178 p. (In Russian)

Kireyenko N. V. Sistema sbyta produktsii APK na osnove marketingovogo podkhoda: teoriya, metodologiya, praktika [The system of sales of agroindustrial complex products on the basis of marketing approach: theory, methodology, practice]. Minsk, In-t sistem. issled. v APK NAN Belarusi, 2015, vol. 1, 267 p. (In Russian)

Kondratenko S. A. Ustoychivoye razvitiye regional'nogo agroprodovol'stvennogo kompleksa: teoriya, metodologiya, praktika [Sustainable development of regional agro-food complex: theory, methodology, practice]. Ed. Gusakov V.G. Minsk. «Institut sistemnykh issledovaniy v APK NAN Belarusi», 2019, 286 p. (In Russian)

Karpovich N. V. Ponyatiye netarifnykh baryerov v mirovoy torgovle agroprodo-volstvennymi tovarami i napravleniya ikh vyyavleniya [The concept of non-tariff barriers in world trade in agro-industrial goods and directions of their identification]. Ekonomicheskiye voprosy razvitiya selskogo khozyaystva Belarusi [Economic Issues of Agricultural Development in Belarus].2021, no. 49, pp. 155–171. (In Russian)

Kosova A. L. Mekhanizm sovershenstvovaniya logisticheskoy sistemy v APK Belarusi v usloviyakh regional'noy torgovo-ekonomicheskoy integratsii [Mechanism of improving the logistics system in the agro-industrial complex of Belarus in the conditions of regional trade and economic integration]. Ed. Kireyenko N. V. Minsk, Institut sistemnykh issledovaniy v APK NAN Belarusi, 2022, 179 p. (In Russian)

Gusakov V.G. et al. Povysheniye effektivnosti vneshney torgovli APK Belarusi v usloviyakh razvitiya mezhdunarodnogo torgovo-ekonomicheskogo prostranstva [Improving the Efficiency of Foreign Trade in the Belarusian AIC in the Context of the Development of International Trade and Economic Space]. Ed. Gusakov V. G. Minsk, Belaruskaya navuka, 2020, 238 p. (In Russian)

Rybalko Yu.A. Mekhanizm vzaimovygodnykh otnosheniy v vertikal'no-integrirovannykh produktovykh kompaniyakh [Mechanism of mutually beneficial relations in vertically integrated product companies]. Pinsk, Polesskiy gosudarstvennyy universitet, 2021, 195 p. (In Russian)

Tetorkina A. M. Regulirovaniye plo-doovoshchnogo segmenta potrebitel'skogo rynka Respubliki Belarus' [Regulation of fruit and vegetable segment of the consumer market of the Republic of Belarus]. Agrarnaya ekonomika [Agrarian Economics]. 2024, no. 10, pp. 62–74. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2025-01-10

Как цитировать

Макрак, С. (2025). Модель формирования взаимовыгодных отношений производителей продовольствия и сферы торговли. Экономика и банки, (2), 76-84. извлечено от https://ojs.polessu.by/EB/article/view/1950

Выпуск

Раздел

Вопросы региональной экономики