Модель формирования взаимовыгодных отношений производителей продовольствия и сферы торговли
Ключевые слова:
сельскохозяйственные производители, сфера торговли, продовольствие, сбыт, регулирование, цены, договорные отношения, инструментыАннотация
В статье представлены организационные, нормативные, экономические и другие инструменты, способствующие укреплению взаимовыгодных отношений производителей продовольствия и сферы торговли. В основу разработки заложены принципы долгосрочного сотрудничества, внедрения совместных инновационных технологий и передовых практик производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, ускоренного освоения цифровой инфраструктуры, консолидированной ответственности и др. Целью исследования является разработка инструментов, обеспечивающих взаимовыгодные отношения товаропроизводителей продовольствия (на примере овощей, плодов и фруктов) и сферы торговли. Материалы и методы. Методологической основой для исследований послужили результаты научных трудов по совершенствованию системы сбыта продукции АПК, формированию цифровой инфраструктуры. Информационной базой являлись нормативные и правовые документы Республики Беларусь. В качестве объекта исследований приняты отдельные виды продукции (овощи, фрукты, плоды), инструменты взаимоотношений, управления и регулирования; предмета – механизм и алгоритм отношений субъектов хозяйствования и торговли, система управления и регулирования. В процессе исследований применялись следующие методы: монографический, абстрактно-логический, системного и сравнительного анализа и др. Результаты. Результаты исследований отражают объективную необходимость формирования качественно новых подходов к сбыту овощей, что связано с особенностями их производства, хранения, транспортировки, а также с действующей практикой сотрудничества товаропроизводителей с торговыми сетями (отсутствие возможности планирования в системе производственной неопределенности, высокая степень риска, др.). Это обосновало насущную актуальность выработки действенных инструментов, позволяющих повысить конкурентоспособность отечественного продовольствия на внутреннем рынке. В результате исследований разработана модель формирования взаимовыгодных отношений производителей продовольствия и сферы торговли, новизна которой заключается в системной разработке ключевых условий конкурентной среды реализации продукции, предопределяемой организационными, нормативными, экономическими факторами производства и реализации продукции. Заключение. Исследование практики взаимоотношений товаропроизводителей продовольствия и сферы торговли позволило получить следующие результаты: 1) Обоснованы принципы системы сбыта плодовоовощной продукции, ориентированные на укрепление взаимоотношений производителей со сферой торговли: стимулирование заключения долгосрочных контрактов; системное внедрение совместных инновационных технологий и передовых практик производства и сбыта сельскохозяйственной продукции; ускоренное освоение цифровой инфраструктуры; постоянное совместное взаимодействие; консолидированная ответственность; агрессивный маркетинг применительно к отечественной продукции. 2) Разработана блочная модель формирования взаимовыгодных отношений производителей продовольствия и сферы торговли.
Библиографические ссылки
Гусаков, В. Вызовы «Индустрии 4.0» и «Общества 2.0», или Рассуждения по поводу новой цифровой реальности / В. Гусаков // Наука и инновации. – 2019. – № 12. – С. 4–9.
Пилипук, А. В. Организация фирменных торгово-сбытовых систем в агропромышленном комплексе Беларуси / А. В. Пилипук. – Минск, 2011. – 178 с.
Киреенко, Н. В. Система сбыта продукции АПК на основе маркетингового подхода: теория, методология, практика / Н. В. Киреенко. – в 2 ч. под ред. В. Г. Гусакова. – Минск : Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2015. – Ч. 1. – 267 с.
Кондратенко, С. А. Устойчивое развитие регионального агропродовольственного комплекса: теория, методология, практика / С. А. Кондратенко ; под ред. В. Г. Гусакова. – Минск : «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси», 2019. – 286 с.
Карпович, Н. В. Понятие нетарифных барьеров в мировой торговле агропродовольственными товарами и направления их выявления / Н. В. Карпович // Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси. – 2021. – № 49. – С. 155–171.
Косова, А. Л. Механизм совершенствования логистической системы в АПК Беларуси в условиях региональной торгово-экономической интеграции / А. Л. Косова ; под науч. ред. Н. В. Киреенко. – Минск : Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2022. – 179 с.
Повышение эффективности внешней торговли АПК Беларуси в условиях развития международного торгово-экономического пространства / В. Г. Гусаков [и др.] ; под ред. В. Г. Гусакова. – Минск : Беларуская навука, 2020. – 238 с.
Рыбалко, Ю.А. Механизм взаимовыгодных отношений в вертикально-интегрированных продуктовых компаниях : монография / Ю. А. Рыбалко ; рец.: В. А. Голуб, Е. В. Гусаков ; ред. М. И. Запольский ; Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Полесский государственный универси-тет» – Пинск, 2021. – 195 с.
Тетёркина, А. М. Регулирование плодо-овощного сегмента потребительского рынка Республики Беларусь / А. М. Тетёркина // Аграрная экономика. – 2024. – № 10. – С. 62–74.
References
Gusakov V. Vyzovy «Industrii 4.0» i «Ob-shchestva 2.0». ili Rassuzhdeniya po povodu novoy tsifrovoy realnosti [Challenges of Industry 4.0 and Society 2.0, or Reflections on the New Digital Reality]. Nauka i innovatsii [Science and Innovation]. 2019, no.12, pp. 4–9. (In Russian)
Pilipuk A. V. Organizatsiya firmennykh torgovo-sbytovykh sistem v agropromyshlennom komplekse Belarusi [Organization of branded trade and sales systems in the agro-industrial complex of Belarus]. Minsk, 2011, 178 p. (In Russian)
Kireyenko N. V. Sistema sbyta produktsii APK na osnove marketingovogo podkhoda: teoriya, metodologiya, praktika [The system of sales of agroindustrial complex products on the basis of marketing approach: theory, methodology, practice]. Minsk, In-t sistem. issled. v APK NAN Belarusi, 2015, vol. 1, 267 p. (In Russian)
Kondratenko S. A. Ustoychivoye razvitiye regional'nogo agroprodovol'stvennogo kompleksa: teoriya, metodologiya, praktika [Sustainable development of regional agro-food complex: theory, methodology, practice]. Ed. Gusakov V.G. Minsk. «Institut sistemnykh issledovaniy v APK NAN Belarusi», 2019, 286 p. (In Russian)
Karpovich N. V. Ponyatiye netarifnykh baryerov v mirovoy torgovle agroprodo-volstvennymi tovarami i napravleniya ikh vyyavleniya [The concept of non-tariff barriers in world trade in agro-industrial goods and directions of their identification]. Ekonomicheskiye voprosy razvitiya selskogo khozyaystva Belarusi [Economic Issues of Agricultural Development in Belarus].2021, no. 49, pp. 155–171. (In Russian)
Kosova A. L. Mekhanizm sovershenstvovaniya logisticheskoy sistemy v APK Belarusi v usloviyakh regional'noy torgovo-ekonomicheskoy integratsii [Mechanism of improving the logistics system in the agro-industrial complex of Belarus in the conditions of regional trade and economic integration]. Ed. Kireyenko N. V. Minsk, Institut sistemnykh issledovaniy v APK NAN Belarusi, 2022, 179 p. (In Russian)
Gusakov V.G. et al. Povysheniye effektivnosti vneshney torgovli APK Belarusi v usloviyakh razvitiya mezhdunarodnogo torgovo-ekonomicheskogo prostranstva [Improving the Efficiency of Foreign Trade in the Belarusian AIC in the Context of the Development of International Trade and Economic Space]. Ed. Gusakov V. G. Minsk, Belaruskaya navuka, 2020, 238 p. (In Russian)
Rybalko Yu.A. Mekhanizm vzaimovygodnykh otnosheniy v vertikal'no-integrirovannykh produktovykh kompaniyakh [Mechanism of mutually beneficial relations in vertically integrated product companies]. Pinsk, Polesskiy gosudarstvennyy universitet, 2021, 195 p. (In Russian)
Tetorkina A. M. Regulirovaniye plo-doovoshchnogo segmenta potrebitel'skogo rynka Respubliki Belarus' [Regulation of fruit and vegetable segment of the consumer market of the Republic of Belarus]. Agrarnaya ekonomika [Agrarian Economics]. 2024, no. 10, pp. 62–74. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор предоставляет Редакции журнала на весь срок действия исключительных прав на Произведение следующие права:
1. право на воспроизведение Произведения (опубликование, обнародование, дублирование, тиражирование или иное размножение Произведения) без ограничения тиража экземпляров. При этом каждый экземпляр Произведения должен содержать имя автора Произведения;
2. право на распространение Произведения любым способом;
3. право на включение в составное произведение;
4. право на доведение до всеобщего сведения;
5. на использование метаданных (название, имя автора (правообладателя), аннотации, библиографические материалы и пр.) Произведений путем распространения и доведения до всеобщего сведения, обработки и систематизации, а также включения в различные базы данных и информационные системы.
6. право переуступить на договорных условиях частично или полностью полученные по настоящему договору права третьим лицам без выплаты Автору вознаграждения.
Автор передает права Редакция журналау по настоящему Договору на основе неисключительной лицензии.
Редакция журнала обязуется соблюдать предусмотренные действующим законодательством авторские права, права Автора, а также осуществлять их защиту и принимать все возможные меры для предупреждения нарушения авторских прав третьими лицами.
Территория, на которой допускается использование прав на Произведения, не ограничена.
Автор также предоставляет Редакция журналау право хранения и обработки следующих своих персональных данных без ограничения по сроку:
• фамилия, имя, отчество;
• дата рождения;
• сведения об образовании;
• сведения о месте работы и занимаемой должности;
• сведения о наличии опубликованных произведений литературы, науки и искусства.
Персональные данные предоставляются для их хранения и обработки в различных базах данных и информационных системах, включения их в аналитические и статистические отчетности, создания обоснованных взаимосвязей объектов произведений науки, литературы и искусства с персональными данными и т.п.
Редакция журнала имеет право передать указанные данные для обработки и хранения третьим лицам при условии уведомления о таком факте с предоставлением сведений о третьем лице (наименование и адрес) Автору.
Отзыв согласия на хранение и обработку персональных данных производится Автором путем направления соответствующего письменного уведомления Редакции журнала.
Автор и Редакция журнала несут в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь имущественную и иную юридическую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Сторона, ненадлежащим образом исполнившая или не исполнившая свои обязанности, обязана возместить убытки, причиненные другой Стороне, включая упущенную выгоду.
Все споры и разногласия Сторон, вытекающие из условий настоящего Договора, подлежат урегулированию путем переговоров, а в случае их безрезультатности, указанные споры подлежат разрешению в суде в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Расторжение настоящего соглашения возможно в любое время по обоюдному согласию Сторон, с обязательным подписанием Сторонами соответствующего соглашения об этом.
Расторжение настоящего соглашения в одностороннем порядке возможно в случаях, предусмотренных действующим законодательством, либо по решению суда.
Во всем, что не предусмотрено настоящим соглашением, Стороны руководствуются нормами действующего законодательства Республики Беларусь.