Иммерсивные экскурсии: проект «Черное и белое»

Авторы

  • В.С. Плотникова ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», Республика Карелия, Россия
  • А.Л. Дворжицкая ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», Республика Карелия, Россия

Ключевые слова:

иммерсивность, виртуальная реальность, иммерсивная экскурсия, проект «Черное и Белое», этапы проектирования, Гаврила Романович Державин, Карелия

Аннотация

Материалы статьи представляют описание нового и актуального для отечественного рынка иммерсивного туризма проекта цикла «Черное и Белое». Целью исследования является формирование ключевых позиций, позволяющих выявить основы для изучения и развития иммерсивного подхода в экскурсионной деятельности и определения основных этапов проектирования иммерсивных экскурсий. Цикл «Черное и Белое» подразумевает раскрытие важных для страны и региона исторических событий или изучение этапов деятельности знаменитой личности и ее вклада в историю страны (региона) с точки зрения двух позиций: «Белой» – характеризующей положительные действия и их последствия и «Чёрной» – представляющей отрицательные моменты действий и их последствия. Это позволяет создать объемное представление раскрытия экскурсионной темы, расширить спектр тематических экскурсий и разнообразить туристский продукт. Выявлены основы для изучения и развития иммерсивного подхода в экскурсионной деятельности. Представлена специфика иммерсивных экскурсий, условия их организации и проведения. Описаны основные моменты, связанные с формированием нового иммерсивного продукта и возможностями его апробации. Пояснено, почему эффект присутствия и полной погруженности становится одним из самых популярных и востребованных запросов у современного потребителя услуг. Обозначена связь иммерсивности со сферой развлечений, туризма, образованием, журналистикой, театром. Результатом данного исследования является выделение специфики и условий организации иммерсивных экскурсий, их роль в развитии внутреннего туризма. Обращено внимание на то, как при помощи интерактивности пробудить в потребителе яркие эмоции, заставить его по-новому взглянуть на привычные, обыденные вещи. Выделены этапы проектирования иммерсивных экскурсий, включающих в себя пошаговый алгоритм проектирования услуги с использованием примеров из проекта «Черное и Белое: Гаврила Романович Державин. Карелия».

Биографии авторов

В.С. Плотникова, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», Республика Карелия, Россия

канд. пед. наук, доцент; доцент кафедры туризма

А.Л. Дворжицкая, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», Республика Карелия, Россия

экскурсовод; выпускник кафедры туризма

Библиографические ссылки

Дворжицкая, А.Л. Проблемы и перспективы развития экскурсионного туризма в городе Петрозаводске / А.Л. Дворжицкая // Стратегические изменения в сфере туризма: поиск нового вектора развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань. – 2018. – С. 170 – 178.

Дворжицкая, А.Л. Разработка исторической экскурсии «Черное-Белое: Петр Первый в Карелии / А.Л. Дворжицкая // Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых: материалы 70-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции и молодых ученых. – Петрозаводск. – 2018. – С. 359 – 362.

Дворжицкая, А.Л. Развитие тематических экскурсий по Петрозаводску / А.Л. Дворжицкая, В.С. Плотникова // Туризм и образование : исследования и проекты : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Петрозаводск. – 2018. – С. 79–82.

Ерохина, Т.И. Феномен иммерсивного театра в современной отечественной культуре / Т.И. Ерохина, Е.С. Кукушкина // Верхневолжский филологический вестник. – 2019. – №1. – С. 214 – 222.

Иммерсивная журналистика: подходы к теории и проблемам образования / А.В. Замков [и др.] // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2017. – Том 13. – № 1. – С. 166 – 172.

Колесникова, Н.В. Обучение студентов туристских вузов проектированию виртуальных экскурсий / Н.В. Колесникова, В.С. Плотникова // Научно-образовательная информационная среда XXI века : материалы X Всероссийской научно-практической конференции. Петрозаводск. –2016. – С. 90 – 93.

Корнилов, Ю.В. Иммерсивный подход в образовании / Ю.В. Корнилов // АНИ: педагогика и психология. – 2019. – №1 (26). – С. 174-178.

Лозанов, Г.К. Суггестология / Г.К. Лозанов. – София, Editura Sciifica. – 1971. – 346 с.

Плотникова, В.С. Проектирование экскурсионных услуг: учебное пособие / В.С. Плотникова. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2018. – 58 с.

Сергеев, С.Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды / С.Ф. Сергеев. – Москва : Народное образование, – 2009. – 432 с.

Тубельский, А.И. Школа самоопределения. Шаг второй: сборник / А.И. Тубельский. – Москва: АО Политекст. – 1994. – 476 с.

Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика / А.В. Хуторской. – Москва : Международная педагогическая академия. – 1998. – 266 с.

Чупина, В.А. Рефлексивные основы иммерсивной образовательной среды / В.А. Чупина, О.А. Федоренко // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2018. – Т. 10. – № 1. – С. 89–97.

Чупина, В.А. Иммерсивность: трактовка и развитие понятия в педагогике / В.А. Чупина – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/25838/1/978-5-8050-0650-1_150.pdf. – Дата доступа: 02.10.2020.

References

Dvorzhitskaya A.L. Problemy` i perspektivy` razvitiya e`kskursionnogo turizma v gorode Petrozavodske [Problems and prospects of development of excursion tourism in the city of Petrozavodsk]. Strategicheskie izmeneniya v sfere turizma: poisk novogo vektora razvitiya [Strategic changes in the field of tourism], 2018, pp. 170 – 178. (In Russian)

Dvorzhitskaya A.L. Razrabotka istoricheskoj e`kskursii «Chernoe-Beloe: Petr Pervy`j v Karelii [Development of a historical excursion “Black-White: Peter the First in Karelia]. [Research work of students and young scientists], 2018, pp. 359–362. (In Russian)

Dvorzhitskaya A.L., Plotnikova V.S. Razvitie tematicheskikh e`kskursij po Petrozavodsku [Development of thematic excursions in Petrozavodsk]. Turizm i obrazovanie: issledovaniya i proekty` [Tourism and education: research and projects], 2018, pp. 79–82.

Erokhina T.I., Kukushkina E.S. Fenomen immersivnogo teatra v sovremennoj otechestvennoj kul`ture [The phenomenon of immersive theater in modern domestic culture]. Verkhnevolzhskij filologicheskij vestnik [Upper Volga Philological Bulletin], 2019, no. 1, pp. 214 – 222 (In Russian)

Zamkov A.V., Krasheninnikova M.A, Lukina M.M, Tsynareva N.A. Immersivnaya zhurnalistika: podkhody` k teorii i problemam obrazovaniya [Immersive journalism: approaches to the theory and problems of education]. Sovremenny`e informaczionny`e tekhnologii i IT-obrazovanie [Modern information technologies and IT education]. 2017, vol. 13, no. 1, pp. 166 – 172. (In Russian)

Kolesnikova N. V., Plotnikova V. S. Obuchenie studentov turistskikh vuzov proektirovaniyu virtual`ny`kh e`kskursij [Teaching students of tourist universities to design virtual excursions]. Nauchno-obrazovatel`naya informaczionnaya sreda XXI veka [Scientific and educational information environment of the XXI century], 2016, pp. 90 – 93. (In Russian)

Kornilov Y.V. Immersivny`j podkhod v obrazovanii [Immersive approach in education]. ANI: pedagogika i psikhologiya [ANI: pedagogy and psychology]. 2019, no.1 (26), pp. 174-178. (In Russian)

Lozanov G.K. Suggestologiya [Suggestology]. Sofia, Editura Sciifica, 1971, 346 p. (In Russian)

Plotnikova V.S. Proektirovanie e`kskursionny`kh uslug [Designing excursion services: a tutorial]. Petrozavodsk, PetrSU, 2018, 58 p. (In Russian)

Sergeev S.F. Obuchayushhie i professional`ny`e immersivny`e sredy` [Educational and professional immersive environments]. Moscow, Public education, 2009, 432 p. (In Russian)

Tubelsky A.I. Shkola samoopredeleniya. Shag vtoroj [School of self-determination. Step two: collection]. Moscow, JSC Polytext, 1994, 476 p. (In Russian)

Khutorskoy A.V. E`vristicheskoe obuchenie: teoriya, metodologiya, praktika [Heuristic learning: Theory, methodology, practice]. Moscow, International Pedagogical Academy, 1998, 266 p. (In Russian)

Chupina V.A., Fedorenko О.А. Refleksivny`e osnovy` immersivnoj obrazovatel`noj sredy` [Reflexive foundations of the immersive educational environment]. Sovremennaya vy`sshaya shkola: innovaczionny`j aspekt [Modern higher school: an innovative aspect]. 2018, vol. 10, no.1, pp. 89–97. (In Russian)

Chupina V.A. Immersivnost`: traktovka i razvitie ponyatiya v pedagogike [Immersiveness: interpretation and development of a concept in pedagogy]. (In Russian). Available at: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/25838/1/978-5-8050-0650-1_150.pdf (accessed: 02.10.2020).

Загрузки

Опубликован

2020-12-23

Выпуск

Раздел

Современные технологии и инновации в туризме и гостеприимстве