Обоснование методики дифференцированного обучения детей младшего школьного возраста упражнениям с мячом

  • В.Г. Арефьев (V.G. Arefyev), профессор Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова
  • М.Д. Галай (M.D. Halai), старший преподаватель кафедры Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова
  • Р.Н. Мишаровский (R.N. Misharovskyi), доцент Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова
Ключевые слова: младший школьный возраст, дифференцированный поход, психофизиологические показатели, упражнения с мячом

Аннотация

В статье раскрыто влияние психофизиологических особенностей развития организма учеников младшей школы на результативность в упражнениях с мячом. С целью обоснования критериев, положенных в основу дифференцированного содержания физических нагрузок во время изучения упражнений с мячом согласно школьной программе по физической культуре для 1-4 классов, обработаны результаты ряда научных трудов, посвященных успешности формирования двигательного опыта от роста и развития организма занимающихся детей. В работе проанализированы, систематизированы и аккумулированы современные данные научных исследований и методических разработок дифференцированного обучения физическим упражнениям учеников младшего школьного возраста. Изучение литературных данных, а также проведенное исследование взаимосвязи специальной двигательной подготовленности и психофизиологических показателей, особенностей роста и развития детей данного возрастного периода позволили определить содержание и особенности методики дифференцированного обучения упражнениям с мячом детей младшего школьного возраста. Выявленная зависимость успешного овладения упражнениями с мячом от уровня проявления психофизиологических показателей подтверждает тот факт, что способность руководить движениями тесно связана с умением оценивать их во времени, пространстве, по степени мышечных усилий, способностью сохранять равновесие, а также способностью к длительной мышечной работе. Немаловажными являются индивидуальные особенности памяти и внимания. Представленные средства обучения основным приемам с мячом (ведению, метаниям, броскам, ударам и жонглированию), а также усовершенствования дальности и точности этих технических приемов обеспечиваются целенаправленным педагогическим влиянием на функционирование двигательного, зрительного и слухового анализаторов, а также на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка посредством специальных физических упражнений. Разработана методика развития психофизиологических показателей, являющихся наиболее информативными для обучения тому или иному упражнению с мячом в зависимости от возраста и пола. Представлено содержание физических упражнений для младших школьников с учетом соматометрических и психофизиологических показателей развития организма.

Литература

1. Арефьєв, В. Г. Диференціація розвиавльнооздоровчих занять з фізичної культури учнів основної школи. Теорія і практика: монографія / В. Г. Арефьєв. – Київ: Центр учбової літератури, 2014. – 197 с.

2. Вильчковский, Е. С. Система физического воспитания младших школьников. Учебно-методическое пособие / Е .С. Вильчковский, М.П. Козленко, С.Ф. Цвек – К.: ИЗМН, 1998. – 232 с.

3. Волков, Л. В. Младший школьный возраст: воститательная напрвленнность занятий физической культурой и спортом: уч. пособ. / Л. В. Волков, В. Л. Голуб, П. П. Коханец. – К.: Образование Украины, 2008. – 120 с.

4. Галай, М. Д. Обґрунтування доцільності врахування особливостей тілобудови учнів на уроках фізичної культури в молодшій школі / М. Д. Галай. // Вісник Чернігівського державного педагогічного університету імені Т. Г. Шевченка. – Вип. 112. – Т.1. – Чернігів : ЧНПУ, 2013. – С. 83-86.

5. Кушнир, В. Особенности развития психофизических качеств у детей младшего школьного возраста / В. Кушнир // Теоретико-методические основы организации физического воспитания молодежи: материалы ІV Всеукр. научно-педагогической конференции; под общ.ред. СиренкоР.Р. – Львов: Издательский центр ЛНУ им.И.Франка, 2012. – С. 43-49.

6. Мішаровський, Р. М. Залежність успішності засвоєння вправ із м’ячем учнів початкової школи від морфофункціонального та психофізіологічного розвитку їх організму / Р. М. Мішаровський // Вісник ЧНПУ імені Т. Г. Шевченка. – Чернігів : ЧДПУ, 2014. – Випуск № 118.– С. 70-75.
7. Назаренко, Л. Д. Место и значение точности как двигательнокоординационного качества / Л. Д. Назаренко // Физическая культура. – 2001. – № 2. – С. 4–9.

Reference

1. Arefiev V.G. Dyferentsiatsiya rozviavlʹnoozdorovchykh zaynyaty z fizychnoyi kulʹtury uchniv osnovnoyi shkoly. Teoriya ta praktyka [Differentiation of health promotion to take part in the physical culture of the mainstream school students. Theory and practice: monograph]. Kyiv, Center for Academic Literature, 2014, 197 p.

2. Vilchkovsky E.S., Kozlenko M.P., Tsvek S.F. Sistema fizicheskogo vospitaniya mladshikh shkol'nikov [System of physical education of junior schoolchildren. Educational and methodical manual]. Kyiv, IZMN, 1998, 232 p. (In Russian)

3. Volkov L.V. Mladshiy shkol'nyy vozrast: vostitatel'naya naprvlennnost' zanyatiy fizicheskoy kul'turoy i sportom [Younger school age: the educational direction of physical education and sports]. Kyiv, Education of Ukraine, 2008, 120 p. (In Russian)

4. Halai M. D. Obosnovaniye tselesoobraznosti ucheta osobennostey teloslozheniya uchashchikhsya na urokakh fizicheskoy kul'tury v mladshey shkole [Education and training of students in the lessons of physical culture in young schools] Vіsnik Chernіgіvs'kogo derzhavnogo pedagogіchnogo unіversitetu іmenі T. G. Shevchenka. Chernigiv, 2013. p.p. 83-86.

5. Kushnir V. Osobennosti razvitiya psikhofizicheskogo kachestv u detey mladshego shkol'nogo vozrasta [Features of the development of psychophysical qualities in children of primary school age]. Teoretikometodicheskie osnovy organizacii fizicheskogo vospitanija molodezhi: materialy ІV Vseukr. nauchno-pedagogicheskoj konferencii [Theoretical and methodological foun dations of the organization of physical education of youth: materials ІV All-Ukrainian. scientific and pedagogical conference] Lviv, 2012, pp. 43-49. (In Russian)

6. Misharovsky R.M. Zavisimost' uspeshnosti usvoyeniya uprazhneniy s myachom uchashchikhsya nachal'noy shkoly ot morfofunktsional'nogo i psikhofiziologicheskogo razvitiya ikh organizma [Zalezhnіst success is reserved for the right to study at the school of the morphofunctional and psychological development of the organism]. Vіsnik ChNPU іmenі T. G. Shevchenka [Bulletin of the Taras Shevchenko National Pedagogical University]. Chernigiv, CDPU, 2014, p.p. 70- 75.

7. Nazarenko L.D. Mesto i znacheniye tochnosti kak dvigatel'no-koordinatsionnogo kachestva [The place and significance of accuracy as a motor coordination quality]. Fizicheskaja kul'tura [Physical Culture]. 2001, p.p. 4–9. (In Russian)
Опубликован
2020-06-29
Выпуск
Раздел
Педагогические науки