Физкультурно-спортивная деятельность школьников и студентов: проблемы и перспективы решения

Авторы

  • А.Н. Яковлев Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
  • Н.А. Глушенко Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж, г. Владивосток, Российская Федерация
  • Т.А. Зипунникова Дальневосточный федеральный университет, Департамент физического воспитания Школа искусств и гуманитарных наук, г. Владивосток, Российская Федерация
  • И.А. Журавлева Дальневосточный федеральный университет, Департамент физического воспитания Школа искусств и гуманитарных наук, г. Владивосток, Российская Федерация
  • А.В. Белогурова Дальневосточный федеральный университет, Департамент физического воспитания Школа искусств и гуманитарных наук, г. Владивосток, Российская Федерация
  • Н.Г. Кручинский Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Ключевые слова:

физкультурно-спортивная деятельность, школьники, студенты, система образования, рациональное, иррациональное

Аннотация

В статье приведены результаты исследования физкультурно-спортивной деятельности в аспекте ее влияния на организм 175 школьников и студентов женского пола в возрасте 17-19 лет в процессе деятельности учреждений образования Республики Беларусь и Российской Федерации. На основании проведенного антропометрического обследовано выявлены три основных соматотипа микро-, мезо- и макросомный, которые составили 63% от всех обследованных. Проведенная оценка уровня и изменения показателей физических качеств выявила, что испытуемые, относящиеся к ускоренному варианту биологического развития (группа «А»), имеют достоверно лучшие результаты (р<0,05), по сравнению с испытуемыми нормального (группа «В») и замедленного (группа «С»). Это различие особенно выражено в показателях, характеризующих скоростные (на 8,7%; р<0,05), скоростно-силовые (на 12%; р<0,05) и силовые (на 17,1%; р<0,05) способности. Описанные изменения показателей исследуемых физических качеств носили иерархичный характер и, в целом, отражали удовлетворительный уровень их развития для каждой возрастной группы соотносительно контрольных нормативов по годам обучения (в группе «А» достоверно лучшие результаты (р<0,05) по сравнению с группами «В» и «С»). Особенно это различие выражено между испытуемыми групп «А» и «С» в показателях скоростных (на 8,7%; р<0,05), скоростно-силовых (на 12,0%; р<0,05), силовых (на 17,1%; р<0,05) качеств и общей выносливости (на 12,4%; р<0,05). Выполненные исследования позволили предложить механизм формирования ценностных ориентаций личности, когда влияние внешних факторов на личность значительно усилилось в период неопределенности.

Полученные результаты обследования молодых взрослых женского пола позволили сформулировать идею инновационной здоровье-сберегающей и телесно-ориентированной технологии для эффективного построения деятельности в условиях учреждений образования, отражающую гибкость учебных и образовательных программ в аспекте физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности с учетом типа телосложения обследованных учащихся и студенток.

Биографии авторов

А.Н. Яковлев, Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

канд. пед. наук, доцент

Н.А. Глушенко, Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж, г. Владивосток, Российская Федерация

преподаватель

Т.А. Зипунникова, Дальневосточный федеральный университет, Департамент физического воспитания Школа искусств и гуманитарных наук, г. Владивосток, Российская Федерация

старший преподаватель

И.А. Журавлева, Дальневосточный федеральный университет, Департамент физического воспитания Школа искусств и гуманитарных наук, г. Владивосток, Российская Федерация

старший преподаватель

А.В. Белогурова, Дальневосточный федеральный университет, Департамент физического воспитания Школа искусств и гуманитарных наук, г. Владивосток, Российская Федерация

старший преподаватель

Н.Г. Кручинский, Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

док. мед. наук, профессор

Библиографические ссылки

Акчурин, Б. Г. Телесность как проявление человеческого потенциала / Б. Г. Ачкурин. Социально–гуманитарные знания. – 2004. – № 2. – С. 31–37.

Ахметов, И. И. Использование молекулярно-генетических методов для прогноза аэробных и анаэробных возможностей у спортсменов / И. И. Ахметов, Д. В. Попов и др. // Физиология человека. – 2008. – Т.34. – № 3. – С. 86-91.

Губа, В. П. Спортивная морфология. Серия: учебники и учебные пособия для студентов вузов / В.П. Губа, В. Н. Чернова. – М.: Советский спорт, 2020. – 352 с.

Межонова, Л. В. Интегрированный университетский комплекс: организационно-экономические инновации: монография / Л. В. Межонова. – Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. – Владивосток: Дальнаука, 2014. – 168 с.

Соколова, С. Н. Философский аспект гуманистического потенциала современного спорта / С. Н. Соколова, Н. Г. Кручинский // Здоровье для всех. – 2015. – № 2. – С. 34-37.

Яковлев, А. Н. Онтология творчества в сфере физической культуры и спорта / А. Н. Яковлев // Здоровье для всех: материалы III-й Международной научно-практической конференции, УО ”Полесский государственный университет“, г. Пинск, 19-20мая 2011г./Национальный банк республики Беларусь [и др.]. – Пинск; ПолесГУ, 2011. – С.99-102.

Яковлев, А. Н. Систематизация ценностей телесности и взаимосвязь тела с объектами культуры и процессом воспитания физической культуры личности (Физическая культура и спорт в системе высшего образования) /А. Н. Яковлев, В. В. Маринич. – М.: Издательство «Перо», 2012. – С. 273-281.

Яковлев, А.Н. Инновационная педагогическая система как интеграция многоуровневого образования: формирование новых представлений о «теле» и «телесности» человека в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью / А.Н. Яковлев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 10 (140). – С. 224 – 229.

Unnithan, V. Talent identification in youth soccer / V. Unnithan, J. White, A. Georgiou, J. Iga, B. Drust // Journal of Sports Sciences, 2012. – С. 1–8. / DOI:10.1080/02640414.2012.731515

WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour: Web Annex. Evidence profiles. Geneva: World Health Organization; 2020. – 535 р.

References

Akchurin B. G. Telesnost' kak proyavleniye chelovecheskogo potentsiala [Corporeality as a manifestation of human potential]. Sotsial'no–gumanitarnyye znaniya [Socio-humanitarian knowledge]. 2004, no. 2, pp. 31-37. (In Russian)

Akhmetov I.I., Popov D.V. et al. Ispol`zovanie molekulyarno-geneticheskikh metodov dlya prognoza ae`robny`kh i anae`robny`kh vozmozhnostej u sportsmenov [The use of molecular genetic methods for the prediction of aerobic and anaerobic capabilities in athletes]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology]. 2008, vol. 34, no. 3, pp. 86-91. (In Russian)

Guba V.P., Chernova V.N. Sportivnaya morfologiya. Se-riya: uchebniki i uchebny`e posobiya dlya studentov vuzov [Sports morphology. Series: Textbooks and teaching aids for university students]. M.: Soviet sport, 2020. 352 p. (In Russian)

Mezhonova L. V. Integrirovanny`j universitetskij kompleks: organizaczionno-e`konomicheskie innovaczii [Integrated University complex: organizational and economic innovations]. Vladivostok State University of Economics and Service. Vladivostok : Dalnauka, 2014, 168 p. (In Russian)

Sokolova S.N., Kruchinsky N.G. Filosofskij aspekt gumanisticheskogo potencziala sovremennogo sporta [Philosophical aspect of the humanistic potential of modern sports]. Zdorov`e dlya vsekh [Health for everyone]. – 2015, no 2, pp. 34-37. (In Russian)

Yakovlev A. N. Ontologiya tvorchestva v sfere fizicheskoj kul`tury` i sporta [Ontology of creativity in the field of physical culture and sports]. Zdorov`e dlya vsekh: materia-ly` III-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferenczii [Health for all: materials of the III-th International Scientific and Practical Conference]. Polessky State University, Pinsk, May 19-20 2011. National Bank of the Republic of Belarus [and others]. Pinsk; PolesGU, 2011, pp. 99-102. (In Russian)

Yakovlev A. N., Marinich V. V. Sistematizacziya czennostej telesnosti i vzaimosvyaz` tela s ob`ektami kul`tury` i proczessom vospitaniya fizicheskoj kul`tury` lichnosti (Fizicheskaya kul`tura i sport v sisteme vy`sshego obrazovaniya) [Systematization of the values of physicality and the relationship of the body with cultural objects and the process of education of physical culture of the individual (Physical culture and sport in higher education)]. M.: Publishing House "Pero", 2012, pp. 273-281. (In Russian)

Yakovlev A.N. Innovaczionnaya pedagogicheskaya sistema kak integracziya mnogourovnevogo obrazovaniya: formirovanie novy`kh predstavlenij o «tele» i «telesnosti» cheloveka v proczesse zanyatij fizkul`turno-sportivnoj deyatel`nost`yu [Innovative pedagogical system as integration of multilevel education: formation of new ideas about the "body" and "physicality" of a person in the process of physical culture and sports activities]. Ucheny`e zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University]. 2016, no. 10 (140), pp. 224-229. (In Russian)

Unnithan V., White J., Georgiou A., Iga J., Drust B. Talent identification in youth soccer, Journal of Sports Sciences, 2012, pp. 1–8. / DOI:10.1080/02640414.2012.731515

WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour: Web Annex. Evidence profiles. Geneva: World Health Organization; 2020, 535 р.

Загрузки

Опубликован

2022-06-30

Выпуск

Раздел

Педагогические науки